Каждый раз читая книгу, мы даем ей оценку. Критерии у всех разные. Кто то гонится за модой и перечитывает все нашумевшие новинки. Иные пытаются охватить известные списки BBC. Есть такие, кто делит по сюжету,цвету или стилем письма.
Плохих книг не бывает. Есть книги, что нам не подходят под настроение, под личные предпочтения. Но это не есть планка качества и оценивая книги. Каждая книга найдет свое место на полке.
Именно такими я бы назвала произведения Эльфриды Елинек, которые сейчас появились в фонде НБ МГУ.
Э. Елинек - очень спорная писательница, ее творчество принимают по-разному. Но раз о ней так много говорят, значит она заслуживает этого. Она - самая известная современная писательница Европы, скандально знаменитый нобелевский лауреат 2004 года.
Эльфрида Елинек бросает миру в лицо свои произведения, но мир при этом не чувствует себя оскорбленным, «это не про меня» - говорит каждый… Препарируя ханжеское общество, где потребительские ценности перемешались с патриархальными традициями и где «респектабельность» напрямую зависит оттого, какими вещами ты обладаешь.
Своей темой Елинек делает насилие и власть в частной и интимной жизни, роль женщины в мире тотального потребительства, доминирование мифов обыденного сознания в отношениях между людьми и неизбывное одиночество человека перед лицом каждодневного умирания.
Книгу "Пианистка" со всех сторон можно оценивать и не прийти к однозначности. К ней даже трудно подступится.
Первое что приходит на ум, так это то, что книга написана реальным,жестоким,правдивым текстом. Его можно назвать даже грязным. Не каждый мозг может принять те реалии. Занятный секс в лесу немолодой женщины и мужчины, помятое грязное пальто, наблюдения за всем происходящим главной героини. Это даже только поверхность всей грязи,в которую не хочется возвращаться даже мысленно. А если припомнить ласкания с матерью или игры с молодым учеником и развратные фантазии...
Вообще хотелось обоих засадить в психиатрию и мать и дочь. Это две личности которых устраивает их жизнь. По началу кажется что дочь мучается с матерью. Но автор очень хорошо показывает, что дочь уже привыкла к давлению и унижению. И ей этого хочется. Поэтому она и строить отношения пытается таким же образом.А мысли по поводу ее высокой личности,просто кошмар какой то. Очень хорошо проведена грань между реальной жизнью,реальными вещами,бытом. И тем выдуманным миром великой пианистки, покупки новой квартиры. Звездный час уже не молодой девушки был потерян. Она не смогла выйти на великую сцену. Ее игра провалилась и будущего у нее нет, кроме как засесть в обучении детишек,где лишь единицы смогут достичь успеха.
Послевкусие после книги есть. Ни какой сказки. Только реальная,тяжелая жизнь. Где в каждом доме, есть свои проблемы,свои скелеты и затягивающий,убивающий нас быт.
Отличительная черта романа - этот его стиль, где берётся весь мусор в жизни людей, весь яд, все весьма саркастические ситуации, и смешиваются в одно. Приправьте сюда жалкие мечтания, самодовольные, трусливые, где-то пошловатые, где-то высокомерные, и будьте уверены, что в воображении вам обрисуется обложечка этой книжки.
"Любовницы" (1975) - одно из лучших произведений австрийской писательницы Эльфриды Елинек (р. 1946). Это - предельно жесткое и объективное повествование о двух женских судьбах в современном мире.
В книге "Любовницы" нет увлекательного сюжета, страстной любви, романтики, тайн, интриг. Всё гораздо проще. Здесь представлены довольно заурядные истории замужества обычных женщин. На мой взгляд, произведению больше подошло бы название «Охотницы», поскольку обе героини ищут себе мужей, чтобы с их помощью получше устроится в жизни.
Бригитта работает на фабрике. Она мечтает выйти замуж за предпринимателя и бросить работу на фабрике, чтобы потом работать на себя. Для достижения цели ей вполне подходит Хайнц. Он воплотит ее мечты в реальность. Но таких девушек, как Бригитта, много, а он, Хайнц, в будущем успешный и перспективный бизнесмен, один. И Бригитте нужно забеременеть, чтоб женить на себе Хайнца. Так ребёнок становится средством достижения цели.
Паула живет в деревне. Она мечтает выучиться на швею, чтобы жить лучше, чем её мать. Но в дело вмешивается красавец – дровосек Эрих. И приоритеты меняются, теперь она мечтает о замужестве, собственном домике и детях. Но Эрик не хочет жениться, и ребёнок тоже становится средством достижения цели.
Две очень похожие истории. Две девушки, такие разные и такие похожие. У них одна цель – достичь благосостояния через мужчин. Добиваются они своей цели одним способом – забеременев. Но вот финал у историй разный. Ни одна девушек не вызывает жалости или сочувствия. А сколько таких историй вокруг. Сколько девушек мечтают выйти замуж за олигархов и миллионеров? Если Вы внимательно посмотрите на окружающих людей, то вполне возможно найдете похожие истории. Так что тема, затронутая в произведении, актуальна и поныне.
Другое дело, как эта история была преподнесена. Книга написано грубо, язвительно, цинично и порой жестоко. Краткие, будто обрубленные предложения, повтор одного и того же по нескольку раз. Мелкие, корыстные, алчные и глупые герои. Она оставляет неприятный депрессивный осадок, погружает в уныние.
«Бембиленд. Вавилон» - эта книга очередное хулиганство нобелевского лауреата по литературе. Книга написана довольно в странной манере. Автор описал свой душевный крик, своё отношение ко второй Иракской войне в которой она откровенно осуждает людей, которые начали эту войну. В книге открыто раскрывается тайна начала иракской войны. Война была начата из-за экономических причин, как говорится в бизнес кругах «ничего личного, только деньги». Само произведение это дикий сарказм, она смеётся, она стебётся, она обвиняет беспомощность и тупость людей. Она сравнивает раcжигателей войны с богом, которые приказывают убивать и люди бездумно идут убивать себе подобных. Эльфриде так сильно надоела это человеческое бессилие, это безмолвие. Эти 2 рассказа – это просто крик её души. Крик, скорее всего даже не направлен, не призывен, это беспомощный крик, исходящий из самых глубин, там, где прячется отчаяние. Её настолько достало это все отношение других людей друг другу, вся та мерзость, которая происходит вокруг. Все общественные язвы очень хорошо показывают себя во время войны, все те могильные падальщики жаждущие после военной наживы. Крик ей удался, достаточно мощно и сильно она обличает это бессилие. Местами читать становиться тошно и неприятно, были моменты, когда просто хочется бросить эту книгу, выкинуть её в урну и от туда не доставать.
Кроме названных в фонде абонемента научной и художественной литературы НБ МГУ есть и другие произведения автора.
Произведения Эльфриды Елинек подойдут тем, кто любит и умеет читать про жизнь в том цвете,в котором она есть. Без украшений, сглаживаний или умалчивания. Жизнь жестокая вещь,в ней боль,слезы, грязное белье и грязные мысли.
Немає коментарів:
Дописати коментар