Том Клэнси |
О чем же пишет Том Клэнси? Западные литературные критики чаще всего обзывают его творчество громким словом «технотриллер», но сам Том с таким определением не совсем согласен, раз за разом утверждая, что «пишет романы». На наш взгляд, почти все произведения Клэнси - это чистой воды политические детективы. Сюжет каждой книги закручен вокруг многогранного и многоходового заговора на уровне наиболее влиятельных сил нашего мира (сам заговор направлен, конечно же, против США). Все события, начиная с поединка акустиков на двух подлодках в Тихом океане и заканчивая поединком политиков в Овальном кабинете Белого дома, тем или иным образом привязаны к этому самому заговору, а расследованиям, политическим переговорам и прочей болтологии у Клэнси обычно посвящено не менее половины книги.
Тем не менее произведения Клэнси - это детективы вовсе не в том виде, в котором мы привыкли видеть их со времен Агаты Кристи: спокойные, тягучие, с умудренным главным героем и нелепой перестрелкой на полстраницы в конце. У нас ведь осталось еще половина книги, не отведенная под болтологию? Так вот, эта половина у автора заполнена экшеном высшего качества. Здесь на первый план выходят очень неплохие познания Клэнси в военном деле и его стремление объять необъятное: подводная война, поединки в воздухе, противостояние спецслужб, диверсии в тылу врага, теракты, шпионские интриги - в каждой книге находится место как минимум двум-трем пунктам из этого списка.
При этом количество совсем не означает потерю качества. Каждое из сюжетных ответвлений Клэнси описывает с энциклопедической тщательностью, уделяя огромное внимание не только характерам героев и художественному качеству событий, но и технической стороне: описанию работы разведок, тактике подводной, наземной и воздушной войн, характеристикам техники. Конечно, это не уровень военных академий - но как минимум уровень очень продвинутого любителя, который не только знает, что подводные лодки уничтожают друг друга, но еще и понимает, каким образом они это делают.
По словам Айвена Хэлда, президента издательского дома "Дж.П.Путнэм Санз", Том Клэнси обладал устрашающим даром пророчества.
«Почти трехсоттонный самолет с более чем полуполными баками врезался в стену на скорости, превышающей триста узлов. В момент удара он развалился на части. Авиалайнер был ничуть не прочнее птицы, но огромная скорость и масса вдребезги разнесли колонны у входа. Затем последовала очередь самого здания. Как только рухнули крылья, четыре двигателя, самые массивные части самолета, пробили стены, причем один из них взорвался внутри зала заседаний палаты представителей. Капитолий был построен в эпоху, когда камень, уложенный на камень, считался самым прочным и надежным способом постройки, и потому в его стенах не было стальной арматуры, которая могла бы придать ему дополнительную жесткость. Вся сторона здания, куда врезался самолет, рассыпалась, превратившись в щебень, который разлетелся по сторонам, однако самое страшное произошло через одну-две секунды, когда крыша, лишившись структурной опоры, рухнула на головы девятисот человек, находившихся в этот момент в помещении зала заседаний, а сотня тонн горючего, превратившегося во взрывчатую смесь, заполнила воздух внутри здания. Через мгновение она воспламенилась, и гигантский огненный шар поглотил все. Раскаленные языки пламени вырвались наружу, послав одновременно ударную волну по всему сооружению, даже в подвальные помещения».
Это не кусок сценария к не очень удачному фильму по мотивам событий 11 сентября. И не выдержка из отчета террористов. Это цитата из романа «Долг чести» (Debt of Honor), написанного в 1994 году Томом Клэнси. За семь лет до самого масштабного теракта в истории США Том достаточно четко предсказал его сценарий. Более того, позже, когда во многих интервью Клэнси спрашивали о том, насколько вероятны подобные события в реальной жизни, он отвечал: «Очень вероятны» - пытаясь обратиться к правительству своей страны, призвать его повысить меры безопасности и быть осторожнее во внешней политике.
В 2003 году ведущий Си-эн-эн Вольф Блитцер, интервьюируя Тома Клэнси, предположил, что благодаря детальным описаниям военных технологий США в его романах террористы могли овладеть секретной информацией.
"Среди писем от моих поклонников никогда не было посланий от Усамы бин Ладена, и мне не известно, сколько моих книг было продано в Афганистане", - ответил автор.
"Вы должны спросить об этом у тех, кто продвигает и рекламирует мои книги. Меня это особо не волнует", - продолжил Клэнси.
Особенность Клэнси лишь в том, что он ярый патриот своей родины. А родина у него США, а вовсе не Советский Союз или Россия. И пишет свои книги Клэнси с точки зрения патриота: Америка всегда оказывается в центре событий и обязательно подвергается какой-нибудь опасности. Достаточно вспомнить, что в 80-х годах главным врагом США был СССР - и, в принципе, становится понятно, почему в ранних книгах Клэнси русские регулярно выставляются в образе врага и обычно терпят поражение. Подобный сюжет - вполне в русле патриотической литературы тех времен, точно такие же книги писались и в Советском Союзе (да и в современной России попадаются - вспомним хотя бы детективы Дмитрия Черкасова). Более того, Клэнси в 90-х писал уже совсем иначе: перед США встают новые угрозы, а русские начинают выступать в роли надежного и верного союзника, раз за разом выручающего американцев в сложных ситуациях.
Впрочем, критиковать Клэнси все равно есть за что. Во-первых, почти во всех его произведениях ярко видна «центричность», которая так свойственна американцам. США - это настоящий пуп земли, страна исключительная, великая и уникальная, а вы все, окружающие ее, «конечно, тоже неплохи и в чем-то даже лучше нас - но в целом мы все равно в сотни раз круче!» Достается от этого подхода и Индии, и Китаю, и СССР, и даже Великобритании, которая регулярно выставляется чуть ли не в роли «пятьдесят первого штата» (следствие снисходительного отношения американцев к англичанам).
Второй недостаток Клэнси - фактика в его книгах все-таки неидеальна. И речь сейчас даже не о частых ошибках в описании оружия и боевых действий: понятно, что достичь идеала в них практически невозможно — тема суперсложная и секретная. Другое дело, что и «житейские» описания у Клэнси зачастую очень далеки от реальности - такое впечатление, что нехватку реальных фактов Том любит заменять общепринятыми стереотипами, даже не пытаясь проверить их достоверность. Любой русский, читая книги Клэнси, будет регулярно хихикать над очередной его глупостью. Как вам, например, следующая сцена. Восьмидесятые годы, утро, здание КГБ на Лубянке. В центре связи один шифровщик сдает другому смену и на прощание бросает фразу: «Ну все, я побежал - дома в холодильнике меня ждет бутылка водки!» Феноменально! И это, между прочим, сцена из книги «Красный кролик» (Red Rabbit), написанной в 2002 году, когда уже тридцать три раза можно было пообщаться с русскими и узнать, как они живут, чем дышат и балалайки какой марки предпочитают.
Третий недостаток - Том слишком сильно верит в случайности и использует их так часто, что становится предсказуемым. Система проста: «Американцы круты, и их враги тоже не лыком шиты, и шансы вроде одинаковы, вот только первым почти всегда будет везти, а вторым - нет». В итоге как бы тщательно ни готовились «плохие парни», у них все обязательно пойдет насмарку только потому... да хотя бы потому, что на следующем перекрестке этого долбанного городка выключились светофоры. Действительно, в жизни многое зависит от случайностей, но, в отличие от книг Клэнси, там всем везет примерно в равных долях.
Прочитать книги автора можно здесь http://fb2-epub.ru/load/k/klehnsi_tom/557
Посмотреть список произведений автора (в том числе экранизации и компьютерные игры, можно здесь http://knigosearch.com/publ/avtory/tom_klehnsi/1-1-0-210
Прочитать книги автора можно здесь http://fb2-epub.ru/load/k/klehnsi_tom/557
Посмотреть список произведений автора (в том числе экранизации и компьютерные игры, можно здесь http://knigosearch.com/publ/avtory/tom_klehnsi/1-1-0-210
Немає коментарів:
Дописати коментар