вівторок, 3 липня 2018 р.

"Реквием по надежде", или мистическая поэма Сергея Есенина

Мистика – один из самых интересных и интригующих современных жанров. Ее составляющие - это странные события и необъяснимые явления, знаки потустороннего мира и леденящие душу существа, возникающие из ниоткуда. И страх – страх неизвестного, сверхъестественного, не поддающегося логичному объяснению.

Мистика в литературе возникла не сегодня. У этого жанра долгая история. Необыкновенный всплеск интереса  к мистике, оккультизму и тайне, к призрачным граням существования, к образу Луны и ее серебристого света, - в обществе конца ХIХ-начала ХХ века. 

Человечество последней трети XIX в. достигло технологических вершин, отставая в духовном смысле. Было ясно: что ни изобретай, на главные вопросы мир так и не нашел ответов. Философия древних, восточные практики, ясновидящие и экстрасенсы – к ним за ответом и обратилось общество Серебряного века.


И сегодня повсюду тянется изысканный и таинственный шлейф поэтических, художественных, хореографических достижений тридцатилетия (1890-1920е гг.). Этот период на рубеже XIX-XXвв. - один из наименее продолжительных, но его влияние мир ощущает до сих пор. 

Поэты Михаил Кузмин и Николай Минский не раз присутствовали на знаменитых спиритических сеансах, устраиваемых «модным» медиумом Яном Гузиком. Об этом – многие их стихотворения и поэмы.

В знаменитой башне (дом на углу Таврической и Тверской улиц в Санкт-Петербурге) поэта и философа Вячеслава Иванова по средам (и по четвергам – в доме Мурузи у супругов Мережковских-Гиппиус) происходили не только поэтические собрания, но и встречи с теософами и экстрасенсами. Например, с таинственно исчезнувшей в 1910 г. литературной переводчицей и ясновидящей Анной Минцловой, оказавшей прямое влияние на Максимилиана Волошина, Андрея Белого, Александра Блока, Федора Сологуба и Леонида Андреева. Последний всерьез увлекался спиритуализмом, прибегая к посредничеству экстрасенсов во время частых медиумических сеансов. В его произведениях (как и в дальнейшем - его сына Даниила Андреева) мы то и дело видим отражение потустороннего мира.

Под руководством Минцловой поэты Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, философы Владимир Соловьев и Николай Бердяев, художники Константин Сомов и Леон Бакст «общались» с «Учителями», вызывали духов (преимущественно «коллег» - художников и поэтов). Самым частым невидимым гостем подобных сборищ оказывался Пушкин.

Михаил Булгаков, соединяя реальность и метафизику, так же «отличился» среди современников интересом к эзотерике. Его образы «нечистой силы», как и библейские персонажи в «Мастере и Маргарите» настолько красноречивы, что многие исследователи уверены: Булгаков погружался в иной мир во время морфийных галлюцинаций.

Пророчества в стихах Брюсова (о судьбе страны и мира - «Грядущие гунны», «Лик медузы», «Книга пророчеств»), Белого (о своей кончине - сборник «Пепел») и т.д… Литераторы Серебряного века не только почти поголовно погружены в мистику, но и сами по себе – медиумы, ясновидящие и экстрасенсы.

Мистика щекочет нервы и завораживает, чем привлекает внимание читателей.

Очень впечатляет поэма С. Есенина "Черный человек". Очень часто исследователи и литературоведы называют ее одной из самых загадочных поэм ХХ столетия в русской литературе. Поэма читается на одном дыхании, держит в напряжении до самого конца и после прочтения оставляет больше вопросов, нежели ответов.

Может показаться, что эта поэма, этот исступленный крик души, эта мощная сила мысли, родилась в одну ночь, в один вечер, когда все то, что поэт хотел нам высказать, вдруг внезапно вырвалось из его души и, подобно ураганному вихрю, мгновенно увлекло за собой. 
Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но на самом деле работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» - это не просто поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу. Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина в 1922-1923 годах, где он, искренне любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение. 

Композиция произведения похожа на круги в замкнутом кольце. Лирический герой, душа которого сдавлена кольцом отчаяния, бродит внутри него по кругам пытки Черного человека. Что это за круги? Дважды он упоминает о «какой-то женщине сорока с лишним лет», дважды повторяется строфа, начинающаяся со слов «друг мой, друг мой….я очень и очень болен…», дважды «бормочет» Черный человек «слушай, слушай…», таким образом, герой мечется, не в силах найти выход не только из кругов внутренних противоречий, но и из внешнего кольца действительности он также не в силах вырваться. 
Не обошел стороной Черный человек и уклад в обществе, ту систему, против которой Есенин выступил совершенно один, пытаясь нести в своем творчестве свет, радость и любовь: 
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

И чуть ниже следуют строки, ставшие знаменитым афоризмом, которые как нельзя лучше отражают всю инструкцию выживания в существующем «порядке»: 
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство". 

Окончательный ответ на то, кто же такой черный человек, открывается читателю лишь в конце поэмы, когда, «взбешенный и разъяренный» герой швыряет свою трость в мучившего его дьявола и остается лишь наедине с самим собой и разбитым зеркалом. Разбитое зеркало – это не только символ несчастья, скорой смерти. Это достаточно многогранный образ, отражающий и собственное лицо, и внутренние противоречия, это магический предмет, уводящий человека в другой мир, в зазеркалье, а ведь там, где есть колдовство, там же встречается и чертовщина.
Зеркало разбито, двойник исчезает, связь с искусителем разорвана, «синеет в окошко рассвет», ночь и вся ее чернота отступает, однако одиночество по-прежнему остается. То самое одиночество, на которое снова намекает нам поэт в последних строках поэмы, и осколки противоречий никуда не ушли. Они снова будут бередить ещё незажившие раны. Разбитое зеркало подсказывает нам, что Черный человек – не воплощенное черное «я», а сам рефлексирующий лирический герой.
Освобождаясь от себя – Черного человека, он принимает себя таким, каков он есть. И опять цилиндр…опять круг…



Тонкие пейзажные зарисовки передают и психологическое стояние лирического героя: одиночество – плач птицы (кстати, по народным приметам и поверьям это всегда было недобрым знаком); беспокойство – вьюга; тревога, волнение – «копытливый стук деревянных всадников». Даже в горячо любимой русской природе поэт не может найти себе утешения, она как бы является отражением его душевных мук. 

Образ ночного перекрестка напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами».

Ноябрь 1925 года. Поэма завершена. Декабрь 1925 года. Смерть Сергея Есенина. 
Недаром поэму называют «реквиемом по надежде». Искренность Есенина ошеломляет, одновременно вызывает немой восторг перед глубиной его чувств и сострадание его великой русской душе.

Предлагаю перейти по ссылке и послушать поэму в гениальном исполнении Сергея Безрукова. 

Мистика сегодня снова в моде, и значит, будут бурно плодиться как соответствующие издательские серии, так и эпигоны, стремящиеся поспеть и за модой, и за коммерческим успехом. Что отнюдь не отменяет уважения, которое у критиков и квалифицированных читателей вызывают писатели, чей глубокий мистицизм рожден талантом, а не стремлением во что бы то ни стало угодить публике.

Немає коментарів:

Дописати коментар