пʼятниця, 9 вересня 2016 р.

Новая книга Анны Гавальда ("Ян")

Яну Каркареку 26 лет, и каждое утро он открывает глаза, видит Париж и хочет умереть. Ему кажется, что его жизнь проходит впустую. И вообще, "как же сложно быть собой, когда ты сам себя не вдохновляешь".

Российский книгоиздатель решил, что Анны Гавальда мало не бывает, и смело разделил-растянул последний сборник французской писательницы "La Vie en mieux" на две книжки, первая из которых - повесть "Ян" - недавно появилась на отечественных книжных прилавках. Что ж, много Гавальда тоже не бывает, поэтому читаем!

Молодой бретонец вступил в ту благую пору своей жизни, когда пубертат уже случился, а до кризиса среднего возраста герой еще не докатился. Однако ощущение, что "чтотонетак" у Яна нарастает с каждым днем.

"Любознательный и послушный ученик, на уроках истории он в конце концов усвоил, что принадлежит к белой расе алчных колонизаторов, трусов, доносчиков и коллаборационистов, тогда как на уроках географии ему из года в год повторяли ужасающие цифры грядущего перенаселения планеты, индустриализации, опустынивания, нехватки кислорода, воды, ископаемых энергоносителей и земель, пригодных для земледелия. Что уж тут говорить об уроках французского, где у вас непременно развивалось отвращение к чтению как таковому, ибо вас постоянно вынуждали все портить: «Найдите и вычлените лексическое поле „чувственности“ из данного стихотворения Бодлера» - оп-ля! приехали, о чувствах можно забыть; <…> или же о таком предмете, как философия, который представлял собою сумму всего прочего в концентрированном виде и в еще более беспощадной форме: «Эй ты, маленький белый импотент, найди-ка и вычлени лексическое поле бардака твоей цивилизации, будь добр. У тебя четыре часа»".

Любящие родители, зубрежка, экзамены, биржа труда, резюме, собеседования, мотивационные программы, большие надежды, накрытые медным тазом экономического кризиса, - и на выходе получился типичный маргинал среди продвинутых потребителей: никому не нужный дилетант с дипломом дизайнера, работающий не по специальности. В дизайне ты или провидец, или бесполезен. В работе ты или завоеватель, или аутсайдер. Ян не провидец и не конкистадор. Тогда кто? Его девушка Мелани думала, что легла в постель с Тони Старком, а проснулась с продавцом корейских роботов-пылесосов, регулярно получающим премии за усердие и вовлеченность. Поэтому умненькая Мелани строит отношения с возлюбленным по базовому принципу менеджеров мафии "отработай лоха, но потом успокой его": она пилит Яна, не забывая ставить смайлики в конце предложений. Типичная некрасивая история любви приличных, в общем-то, людей.

Ян лезет на стены от рутины. От "говорящих" холодильников и "умных" душевых леек. От собственной посредственности и невостребованности. От нехватки амбиций и смелости. От механичности жизни и бега на месте. От понимания, что сам влез в это дерьмо. По ходу повествования выяснится, что сладкого герой тоже вволю не едал. Ян страдает и таскает томики Чака Паланика в потрепанном рюкзаке. Но если у Паланика герои в подобных раскладах стреляли в лицо, взрывали дома и строгали общество на мыло, то конструктивная Гавальда шлет читателям привет из фрустрации с любовью.

Кандидат в жирные тролли, герой покажет себя хорошим парнем, небезразличным к судьбе клошаров, старому кино и вкусным печенькам соседки с пятого этажа. Печеньки окажутся частью прекрасного нового мира, в котором старый еврей блеснет семейными ценностями, красавица озарит бельем и смехом, добро поборется с тоской, а Ян наконец-то поймет, что надо что-то делать. Если не ради себя, то хотя бы во имя недополученных чизкейков.

"Бывают такие моменты, когда судьбу надо спровоцировать. В смысле бросить ей вызов. Да, рано или поздно, всегда наступает момент, когда ты должен схватить удачу за хвост и заставить ее повернуться к тебе лицом, поставив на карту все. Все свои фишки, все наличные, все отложенное на черный день. Свой комфорт, пенсию, уважение коллег, статус, все. В таких случаях речь уже не о «Помоги себе сам, и да помогут тебе небеса», а «Развесели небеса, и, возможно, они тебя отблагодарят»".


Кто-то скажет, что Гавальда уже не та, и будет прав. Бестселлеры француженка пишет еще не левой ногой, но уже под копирку. За модой не следит и доказывает свою правоту словами, а не плеткой. На счастье у нее претендуют простые люди, а не вампир, эльф и кошелек с прокаченными ушами. Да и "главный ключ к счастью - это смех, смеяться вместе". Пусть очередная ода непринужденности и душевности Гавальда не оригинальна, однако за душу по-прежнему берет. Как ни крути, "сложно быть жестоким, когда ты добрый". Так что катарсис и слезоизвержение особо впечатлительных читательниц в финале гарантированы. И с литературной точки зрения "Ян" выписан незатейливо, зато аккуратно. Позитивно, доходчиво, с пузырьками иронии, со вкусом. Как французское вино, коего на страницах повести будет выпито немало и по хорошему поводу.

Немає коментарів:

Дописати коментар