среда, 5 марта 2014 г.

Захватывающая помесь психологизма и динамизма, реализма и мистики

Возможно, скажу банальность, но лучше всего Кингу удаются реалистичные ужасы. Книга Стивена Кинга "Мареновая роза" (перевод названия более точный, но, подозреваю, все равно с потерей подтекста) или "Роза Марена" (в других переводах) относится именно к этому жанру. В ней ярко раскрыта тема насилия над женщинами в семьях - очень тяжелая, больная. И, к сожалению, очень частая в жизни. Чего только стоит русская народная поговорка: «Бьет - значит любит»…
В который раз задумываюсь о женщинах, которые так живут. Что ими движет? Мысли - пусть такой, но свой, куда идти, кому я нужна? Страх? Уйду - найдет и будет еще хуже? Рози тоже об этом размышляет: «Одно дело, если убьет. Раз и все. А если сделает калекой?..» Такие женщины с каждым разом все больше теряют себя. А самое страшное, что окружению наплевать. Часто насилие творится в соседних квартирах, за стеной. Но мы делаем вид, что не слышим. Или не видим. Так проще. Быть равнодушным. Жить с мыслями: «А что я могу? Сами разберутся. Да и лезть - себе дороже».

Вот так и продолжают женщины терпеть и жить в вечном страхе. 

Рози Маклендон 14 лет (!) прожила замужем за полицейским. Который ее избивал. Который знал, куда бить. Чтобы не было следов. Чтобы жена не попадала в больницу. Чтобы никто не догадался.
14 лет. Сломанное ребро, выкидыш, кровь в моче (любимое место для ударов - почки. Больно и нет следов), множественные ожоги от сигарет - вот багаж, с которым Рози покинула свой дом. Одна-единственная капля крови на постельном белье пробудила ее от кошмарного сна. Из-за этой маленькой капельки крови, предательски выскользнувшей из носа ночью, ей надо перестилать всю постель, так как ее муж не любит разномастных комплектов. А белых комплектов больше нет. И поясница болит так, что невозможно лишний раз наклониться… И Рози ушла. Ушла в чем была. Если задержаться хоть на минуту - страх снова заставит ее уснуть. И она больше никогда не решится на такой поступок.
Первые главы «Розы Марены» вызывают какое-то потрясающую смесь чувств – ужас от описываемых событий, смесь горечи и негодования при осознании того, что подобное случается и в реальности, причем не так уж редко. И по этой причине главная героиня вызывает очень сильное сочувствие, особенно после того, как решается на побег. Начальные главы, как мне показалось – самые сильные в романе, хотя по напряженности уступают эпизодам, где Норман обезумел окончательно и убивает направо и налево.
 Идея книги проста – нельзя бесконечно жить в кошмаре, нужно постараться не загонять себя в бездну забвения (символический отказ героини от черной воды из ручья в параллельном мире), а наоборот, как можно быстрее проснуться, вернуться к реальной жизни и бороться до победы. Правда, героине книги, Рози, эта победа далась слишком большой ценой… но таковы законы жанра. Именно трагический и напряженный сюжет позволяет показать, что в мире всегда найдутся люди, которые не испугаются даже такого маньяка, как Норман.
 Впрочем, не все так просто. «Роза Марена» - вовсе не феминистическая агитка. Автор достаточно объективен – монстром может стать кто угодно, независимо от половой принадлежности. Эта мысль появляется в романе неожиданно, и ее значение нарастает постепенно. Первым предостережением невольно становятся слова Билла о лисице.
 «- Бешенство, - пояснил он. - Слишком часто именно водобоязнь толкает их к человеческим садам и курятникам. Заставляет показываться на глаза людям. И приводит к гибели. У самок бешенство наблюдается чаще, чем у самцов, и они могут обучить своих щенят всяческим опасным гадостям. Самцы погибают от болезни довольно быстро, но самки способны жить долгое время, становясь все хуже и хуже.»
 Эти слова напоминают Рози о непонятной и жуткой болезни, поразившей женщину с картины, и приводят к мысли, что недостаточно научиться побеждать зло окружающего мира – не менее важно справиться со злом в своей душе, не превратиться в монстра самой. У каждого свои демоны, и склонность к жестокости в женском характере проявляется не столь явно, как в мужском; но все же встречается ничуть не реже.
 Параллельный мир с картины – непростой мистический символ. Первое путешествие Рози в картину можно воспринять как сон, как путешествие в подсознание. В этом сне она видит больных женщин, напоминающих ей о своей физической слабости и изуродованной судьбе. Чудовищный бык Эринис символизирует мужскую жестокость, беспредельную кровожадность и эгоизм Нормана; прочие препятствия её «квеста» также ассоциируются у Рози с различными неприятными людьми из реального мира. Во сне ей удается то, чего не удалось в жизни: она спасает ребенка от жестокости Эриниса-Нормана; но это не её ребенок (так как она все же осознает, что настоящего своего ребенка она потеряла), и Рози приходится вернуть его настоящей матери. И ручей, и дерево предлагают забвение, но она сознательно отказывается от него, так как именно стремление подавить свое «Я», голос своей памяти и гордость заставило её много лет терпеть кошмар жизни с маньяком. Вся шестая часть романа кажется иногда даже нарочито символичной – автор выстраивает путешествие Рози по всем канонам психоанализа.
 Возвращение Рози в мистическое пространство картины уже явно происходит наяву, но не менее символично. Норман окончательно теряет человеческий облик, превращаясь в рогатого монстра, то ли Минотавра, то средневекового Дьявола; таинственная женщина с картины тоже преображается – в кровожадную паучиху, «черную вдову», пожирающую самца. Именно в этот момент Рози делает выбор, позволяющий ей остаться человеком. Она видит две крайности, мужскую жестокость и женское коварство, двух чудовищ, одинаково страшных и одинаково безобразных. Именно это жуткое зрелище позволяет ей не встать на сторону Розы Марены, не остаться гнить в этом жутком мире, избавиться навсегда от своей обиды на мир и комплекса жертвы. Рози удается избежать участи драконоборца – она не занимает место побежденного ею чудовища.
 Очень удался пугающий и загадочный образ женщины с картины, Розы Марены. Без неё весь эпизод в параллельном мире стал бы банальным фэнтезийным квестом. Совершенно непонятно, кто она – демон, сумасшедшая богиня, человек из немыслимых глубин пространства и времени, ожившая стихия или сама Смерть? Её многорукая паучья ипостась напоминает индийскую богиню смерти и разрушения Кали, а внешность в человеческом облике – персонажа древнегреческого мифа. Можно только догадаться, что некогда она пережила нечто страшное, и с тех пор ответная ненависть к окружающим разъедает её, убивая и заставляя убивать. Она становиться олицетворением гнева, справедливого и вместе с тем страшного, опасного не только для виновных. Начавший мстить не остановится, но превратится в бешеного зверя, ненависть к одному человеку легко может стать ненавистью ко всему миру. Роза Марена – тот образ, который оживляет книгу, именно тот элемент пугающей тайны, который должен быть в мистическом романе.
 О названии – в английском варианте в нем присутствует корень mad, безумие. То есть Роза с картины, более безумна (madder), чем Рози из нашей реальности, Рози Настоящая, ушла дальше по дороге мести и ненависти. В русском переводе игра слов утрачивается, поэтому, похоже в позднем варианте переводчик решил подыскать замену и вызвал не слишком уместные ассоциации со славянской богиней смерти Мареной.
«Роза Марена» - книга о том, как злоба разрушает человеческие души, и о том, как коварна бывает «темная сторона» личности. А также о том, что в мире не так уж мало честных людей, способных помочь, даже рискуя собственной жизнью. Но это, к сожалению, не значит, что зло бессильно. Хочешь мира – готовься к войне, но помни, как опасно и просто перейти границы человечности.
Обычно при чтении произведений Кинга с головой погружаешься в другую, придуманную, реальность и выныриваешь из нее с последним перевернутым листом. Но "Мареновая Роза" заставляет задуматься о реальных вещах. Гораздо более страшных, чем придуманные мистические сюжеты.

Рекомендую книгу поклонникам Стивена Кинга и любителям психологического триллера. 
По прочтении оставляйте свои  отзывы и комментарии, можете оставить небольшую рецензию, чтобы помочь другим читателям в выборе.