Габриэль Гарсиа Маркес (полное имя - Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес) - Лауреат Нобелевской премии 1982 в области литературы «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». Наибольшую известность и коммерческий успех Маркесу принес роман "Сто лет одиночества" (Cien anos de soledad, 1967), опубликованный впервые в Буэнос-Айресе. Роман вызвал, по словам перуанского поэта Варгаса Льосы, «литературное землетрясение» - первые тиражи расходились за считанные недели. Его почти сразу перевели на основные европейские языки (на русский в 1970), он был признан шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием «магический реализм».
"Сто лет одиночества" - это настоящие литературные джунгли, - писал американский критик Уильям Макферсон. - Это фантастическое создание магии, метафоры и мифа".
Роман "Сто лет одиночества" синтезировал в себе фантастику, фольклор, комедию и трагедию. Реальность в нем плавно переходит в сказку и точно так же возвращается к изначальному этапу. Роман не укладывается в заранее определенные рамки и дает возможность каждому читателю посмотреть на мир, созданный в произведении, своими глазами.
Сам же писатель определяет свое произведение как "всего лишь поэтическое воплощение детства". Картины детства, сказки бабушки, доньи Транкилины, пропахшие порохом рассказы деда, отставного полковника Николаса — участника гражданской войны между либералами и консерваторами, прогулки засаженными миндальными деревьями улицами Аракатаки, бассейны и стройные пальмы за оградой североамериканской банановой компании "Юнайтед Фрут" - это эпизоды из реальной жизни писателя Гарсиа Маркеса.
Окончательно замысел романа сложился в январе 1965. После чего писатель на 18 месяцев заперся в кабинете, продав машину и переложив все заботы по обеспечению семьи на жену. Описывая эксцентрические события из жизни шести поколений Буандиа, автор показывает, как из жизнерадостных первооткрывателей они превращаются в выродившихся невротиков, из последних сил влачащих на земле свое существование. В истории рода Буандиа усматривают аналогию с расцветом, развитием и кризисом индивидуализма, лежащего в основе современной культуры. Одиночество, о котором так часто идет речь в произведениях Маркеса, и есть тот финал, который ожидает человека на этом пути. После смерти последнего Буандиа поднявшийся ураган сметает с лица земли изъеденный термитами, трухлявый Макондо с остатками его жителей.
Показательно, что напечатанные издателем-аргентинцем Франсиско Порруа первые 8000 экземпляров книги были распроданы буквально в течение нескольких дней. Потом были еще 100 тысяч. А потом… Сегодня вряд ли возможно воспроизвести точную цифру изданий романа, особенно если учесть, что довольно внушительная их часть - "пиратские".
Роман "Сто лет одиночества" синтезировал в себе фантастику, фольклор, комедию и трагедию. Реальность в нем плавно переходит в сказку и точно так же возвращается к изначальному этапу. Роман не укладывается в заранее определенные рамки и дает возможность каждому читателю посмотреть на мир, созданный в произведении, своими глазами.
Сам же писатель определяет свое произведение как "всего лишь поэтическое воплощение детства". Картины детства, сказки бабушки, доньи Транкилины, пропахшие порохом рассказы деда, отставного полковника Николаса — участника гражданской войны между либералами и консерваторами, прогулки засаженными миндальными деревьями улицами Аракатаки, бассейны и стройные пальмы за оградой североамериканской банановой компании "Юнайтед Фрут" - это эпизоды из реальной жизни писателя Гарсиа Маркеса.
Окончательно замысел романа сложился в январе 1965. После чего писатель на 18 месяцев заперся в кабинете, продав машину и переложив все заботы по обеспечению семьи на жену. Описывая эксцентрические события из жизни шести поколений Буандиа, автор показывает, как из жизнерадостных первооткрывателей они превращаются в выродившихся невротиков, из последних сил влачащих на земле свое существование. В истории рода Буандиа усматривают аналогию с расцветом, развитием и кризисом индивидуализма, лежащего в основе современной культуры. Одиночество, о котором так часто идет речь в произведениях Маркеса, и есть тот финал, который ожидает человека на этом пути. После смерти последнего Буандиа поднявшийся ураган сметает с лица земли изъеденный термитами, трухлявый Макондо с остатками его жителей.
Показательно, что напечатанные издателем-аргентинцем Франсиско Порруа первые 8000 экземпляров книги были распроданы буквально в течение нескольких дней. Потом были еще 100 тысяч. А потом… Сегодня вряд ли возможно воспроизвести точную цифру изданий романа, особенно если учесть, что довольно внушительная их часть - "пиратские".
Маркес признавался, что решился «разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало». Для его героев «христианская мораль», «республиканские традиции», «валютный голод», «общественный прогресс» суть такие же порождения современного магического сознания, как вера в духов, колдунов и порчу у их предков. Роман был награжден многочисленными премиями.
Маркес считает, что писатель несет ответственность за «создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье - возможным, и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь».
Впрочем, некоторые критики высказывают сомнения, можно ли Маркеса называть великим писателем, а его главную книгу "Сто лет одиночества" - бессмертным шедевром. Американский критик Джозеф Эпстайн в "Комментэри" ("Commentary") превозносит композиционное мастерство романиста, однако находит, что "его безудержная виртуозность приедается". "Вне политики, - отметил Эпстайн, - рассказы и романы Маркеса не имеют нравственного стержня; они не существуют в нравственной вселенной".
Более подробно с биографией и произведениями Маркеса можно познакомиться на сайте, посвященном его жизни и творчеству - http://www.marquez-lib.ru/
Немає коментарів:
Дописати коментар