понедельник, 3 марта 2014 г.

Повесть Н.В. Гоголя "Страшная месть". Насколько она современна?

Творческое наследие Н.В. Гоголя, как и отдельные факты его биографии, остаются спорными и неоднозначными. Значимое место в творческом наследии автора занимает небольшая повесть "Страшная месть", которая входит в цикл "Вечера на хуторе близ Диканьки". Кто хотя бы раз прочитал это произведение, долго находится под его впечатлением. В мистической повести переплились историческа реальность, фантастика, фольклорные традиции славян и романтизм немцев. Вопрос о традициях, с которыми связана повесть Н.В. Гоголя «Страшная месть», неоднократно поднимался в исследовательской литературе. Однозначных ответов на сегодня нет.

Повесть насыщена фольклорными образами, сравнениями и эпитетами, написана напевной ритмической прозой, напоминающей ритм народных сказаний.
У Н.В. Гоголя в «Страшной мести» с одной стороны, изображается война, то есть безусловно кризисная ситуация (как обычно и бывало в исторических романах). Однако описывается не участь обыкновенного человека, случайно попавшего в политический водоворот. Исторические события и личная жизнь здесь с трудом различимы. Раскол происходит не только в стране, но и в судьбах отдельных семей и людей. Через судьбу рода делается проекция на судьбу народа.
В произведении сначала рассказывается о настоящем, а затем – о прошлом, то есть вначале – о самих событиях, и только потом – об их причинах и смысле. То, что происходит непосредственно перед глазами читателей, очень подробно изображается повествователем. В «Страшной мести» это пасечник Рудый Панько.
Сюжет повести простой. Даниил Бурульбаш приехал из хутора в Киев на свадьбу. Вдруг один из казаков обернулся на какое басурманская чудовище.
- Колдун, колдун... - Зашумели все.
А когда на лодке по Днепру поплыли, страшное зрелище вдруг увидели казаки: мертвецы поднимаются из могил.
Как услышала о колдуне Екатерина, жена Даниила, начали ей сниться странные сны: словно отец есть тот самый колдун. И требует он от нее, чтобы она его полюбила, а от мужа отказалась.
Отец Катерины действительно странный человек по мнению казаков: водки не пьет, свинины не ест, всегда хмурый. Они с Даниилом даже подрались - сначала на саблях, а затем раздались выстрелы. Даниила были ранены. Екатерина, заклиная маленьким сыном, помирила отца с мужем.
Но Даниил, начал следить за стариком. И зря. Он увидел, как тот ночью ушел из дома, превратился в чудовище в бусурманского яркой одежде. Колдун вызвал душу Екатерины. Он требовал от нее любви, но душа ее была непреклонна.
Даниил засадил колдуна в подвал за решетку. Не только за колдовство, а за то, что он замышлял плохое против Украины.
Екатерина отреклась отца. Коварный колдун уговаривает дочь отпустить его. Он клянется, что станет монахом, который будет жить по законам Божьим.
Послушала Екатерина отца, открыла дверь, он сбежал и снова начал творить зло. Даниил не догадался, кто освободил колдуна. Но охватили казака нехорошие предчувствия скорой смерти, завещал он жене следить за сыном и отправился в жестокую драку с ляхами. Там и погиб. И будто кто в бусурманского одежде со страшным лицом убил его...
Екатерина после гибели мужа сошла с ума, распустила косы, то танцевала полуодетая, то пела. К хутору приехал человек, который начал рассказывать казакам, воевавшим вместе с Даниилом и был его лучшим другом. Еще говорил, мол, Бурульбаш заповедал: если погибнет, пусть друг возьмет его вдову в жены. Услышав эти слова, Екатерина закричала: "Это отец! Это мой отец-колдун!" Мнимый друг обернулся в басурманскую чудовище, выхватил нож и зарезал сумасшедшую Екатерину. Отец зарезал дочь!
Не имел колдун после того страшного поступка покоя, скакал он конем Карпатскими горами, встретил святого монаха схимника - и убил его. Как нечто грызло того проклятого, ад и разрывало, он уже не знал, что его заставляет двигаться. Но вот на вершине горы увидел неистовый беглец огромного всадника. Всадник то подхватил грешника своей могучей десницей и задавил. И уже мертв мертвыми глазами увидел колдун страшное зрелище: множество мертвецов, похожих лицами на него. И стали они его грызть. А один был так велик, что только пошевелился - и произошло в Карпатах землетрясение.
А почему все это произошло? Об этом сочинил песню старый бандурист. Когда два товАриша, Иван и Петр, воевали с турками, Иван взял в плен турецкого пашу. Король Стефан наградил Ивана. Тот отдал половину награды Петру, который начал завидовать и решил отомстить. Он столкнул Ивана вместе с конем и маленьким сыном в пропасть.
На Божьем суде потребовал Иван, чтобы все потомки Петра не знали на земле счастье, а последний в роду оказался худшим, вором. Таким вором, чтобы все мертвецы после смерти грешника грызли его, а Петр был бы таким большим, что грыз бы от ярости самого себя.
Так и произошло.
А Иван обернулся странным рыцарем-наездником, сидящего на вершине Карпат и смотрит на свою страшную месть. И сидеть ему так, потому что не смог он простить Петра, нет в нем сострадания даже после отмщения. И потому получил и он такое страшное наказание.
Древний грех Петра отражается на судьбе его потомков. Но одновременно он осмысляется Гоголем и более широко, распространяясь на судьбы всего человечества. Так возникает в финале повести тема землетрясения, от которого люди страдают "по всему миру", "от одного конца до другого". Так же возникает и тема закарпатских и галических украинцев, потерявших в результате раздоров удельных князей свою национальную и конфессиональную свободу, переводящая братоубийственную распрю Ивана и Петра в мифоисторический план. При этом зло, разлитое на гигантском пространстве (не случайно в финале колдун, он же отец Катерины, дан как апокалиптический всадник), не исключает конечной победы Добра, которая есть результат борьбы космических сил, а не человеческих заслуг героев. Но тем самым победа Добра перемещается в область сверхъестественного, и человеку дано познать его лишь после того, как он падет жертвою зла.

Чтобы составить свое мнение о повести ее нужно прочитать, или послушать аудиозапись. Можно посмотреть презентации, фильм, мультфильм. Есть две постановки по этому произведению. Первая датируется 1913 г., а вторая - более современный вариант.


"Чуден Днепр при тихой погоде..." - знаменитый отрывок из повести. А вот как это описание понимают с точки зрения родовой кармы - http://subscribe.ru/group/razumno-o-svoem-i-nabolevshem/3534111/

Советую посмотреть интересные статьи по теме