После прочтения романа "Домби и сын" Чарльз Диккенс стал одним из моих самых любимых авторов. Теперь периодически возвращаюсь к его творчеству.
Многие из фактов личной жизни писателя для меня были полной неожиданностью. Оказывается, Чарльз Диккенс был весьма легкомысленным человеком. Его состояние было больше, чем у королевы (после смерти Диккенса осталось состояние в 93 000 фунтов стерлингов). Он до безумия нравился женщина. А в своей собственной семье был тираном и деспотом (может быть потому их образы с таким мастерством и блеском выписаны в его произведениях?).
Первой любовью Диккенса была Мэри - младшая из трёх сестёр семьи богатых банкиров. Семнадцатилетнему Чарлзу она показалась существом неземной прелести. Диккенс влюбился с первого взгляда. С тех пор он стал частенько захаживать в дом Биднеллов - не мог прожить дня, не увидев Мэри.
Исхитрившись, что в те чопорные времена было непросто, Чарлз зазвал Мэри к себе на день рождения. Улучив подходящий момент, откровенно поговорил с ней. Через несколько мучительных минут стало ясно: ангел Мэри к нему равнодушна.
Чарлз поступил как мужчина - с горя напился до бесчувствия.
Однако через пару недель дело неожиданно сдвинулось с мёртвой точки. То ли переменчивый характер дал себя знать, то ли растрогало упорство Диккенса, но Мэри начала сдаваться.
Не тут-то было. Едва учуяв симпатию между дочерью и Диккенсом, миссис Биднелл насторожилась. Подозрительная банкирша считала, что Чарлз влюблён в капиталы отца Мэри. Она сделала всё, чтобы отвадить пылкого ухажёра. Испытывая его самолюбие, называла Диккенса то Дринкингом, то Дрянингом, давала понять, что он, не имеющий гроша за душой, не пара её дочери.
Кэтрин, дочь издателя Джона Хогарта, с которым подружился Дикккенс, сразу понравилась ему. Чарлз - живой, неугомонный, весёлый - стал своим в шотландском семействе.
Кэтрин - тихая, миловидная, с мягким голосом и обаятельной улыбкой - очаровала Диккенса. Завоевать её благосклонность оказалось нетрудно, тем более что завоеватель сам был уже завоёван. Кэтрин легко согласилась выйти за него замуж. Диккенс и не подозревал, что это был лишь отзвук бурной страсти к Мэри Биднелл.
Кэтрин Диккенс - жена писателя |
В брачный договор Диккенс потребовал внести пункт, гласивший: если один из супругов полюбит другого, он должен будет поставить в известность вторую половину. Простодушная Кэтрин не поняла смысла этого нюанса.
После свадьбы молодожёны отправились отдохнуть в деревушку Чок. Однако из медового месяца ничего не вышло. Эмоциональный, полный энергии, Чарлз уже через неделю стал скучать. Общество жены явно тяготило его.
Через несколько месяцев к Диккенсам переехала сестра Кэтрин - Мэри. В английских семейных обычаях жизнь незамужней сестры в доме сестры замужней считалась весьма достойным делом. Знакомое имя повлияло на Чарлза, между ним и Мэри возникла привязанность.
Мэри считала Чарлза необыкновенным человеком. Они и в мыслях не могли допустить возможности какой-либо связи, кроме дружбы. По характеру Мэри явно больше подходила Чарлзу. Часто Кэтрин, поглощённая хлопотами, оставалась дома, а в театре, на выставках, в гостях у друзей и на официальных приёмах он бывал вместе с Мэри.
У Кэтрин родился первенец из десяти детей семейной четы. А вскоре грянула семейная трагедия. Однажды вечером Мэри стало плохо, приехавший врач обнаружил тяжёлый порок сердца.
"Она скончалась у меня на руках, и последнее, что она прошептала, были слова обо мне", - вспоминал писатель.
У Кэтрин была и другая сестра - Джорджина. Для неё двери дома Диккенсов всегда были открыты, даже отдыхать они ездили все вместе. Джорджина играла в затеянном Диккенсом домашнем театре, была сиделкой сестры, когда та тяжело болела. Когда Кэтрин перестала справляться с домашними делами, переезд Джорджины к Диккенсам общество восприняло нормально. Особенно хорошо Джорджи поладила с Чарлзом.
Позже он писал: "Джорджина Хогарт была нам подругой, няней, наставницей, другом, спутницей, защитницей и советчицей".
Она была ещё и жертвой безответной любви. Много лет спустя умирающая Джорджина бредила о Диккенсе. Он принимал её внимание как должное - ему не приходило в голову, что тут кроется нечто более серьёзное.
Однажды Диккенс, просматривая почту, наткнулся на письмо от некой "миссис Винтер". Распечатав послание, оторопел. Автором оказалась Мэри Биднелл, незабвенная первая любовь!
Мечту своей юности Диккенс нашел постаревшей, растолстевшей и удручающе глупой. И поспешил выйти из игры. Вести переписку с Мэри и держать врага на расстоянии было поручено Джорджине.
Эллен Тернан |
Эллен Тернан - так звали 18-летнюю актрису, которую 45-летний Диккенс встретил в Манчестере.
Увидев Эллен на сцене, он смертельно влюбился. И принялся завоёвывать объект страсти. На это ушло пять лет. Все эти годы красотка держала его на расстоянии.
Последняя любовь не принесла Диккенсу счастья. Расчётливая Эллен прекрасно умела подластиться к писателю и "развести" его на расходы. Он, непрерывно балуя её, убеждал себя, что это - проявления истинной страсти. Окружил Эллен заботой и вниманием, особенно тщательно охранял её репутацию.
Эллен некоторое время жила вместе с Диккенсом в его загородном поместье - и вместе с Джорджиной, которая ни словом не возразила.
Когда Кэтрин покинула дом, оставалось только одно: оформить разъезд. По условиям подписанного соглашения Кэтрин получала пожизненное содержание и жила отдельно вместе со старшим сыном. Остальные дети оставались с отцом.
Дальнейшие события заставили окружающих полагать, что рассудок Диккенса помутился.
Он попросил Джорджину написать "миссис Винтер" и изложить ей обстоятельства дела. В письме говорилось, что Кэт "была не способна справиться со своими обязанностями и своих детей с младенчества вверяла попечению других", - явная клевета.
Затем Диккенс распубликовал "Обращение", рассказывающее о перипетиях его семейной жизни. Перед этим он показал текст жене - на предмет возражений, которых у неё, как всегда, не было. Газеты перепечатывали "Обращение" с ехиднейшими комментариями.
Вот такой он великий Диккенс в быту!
Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью» (и близкий друг писательницы Джордж Элиот). Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчётливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним. Работая над «Лавкой древностей», писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от неё на разговор с кем-то из посторонних.
Очень интересная статья "Двойная жизнь Чарльза Диккенса" Марии Обельченко. Пересказывать не буду, кому интересно, сам ее и почитает здесь http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3372/
Немає коментарів:
Дописати коментар