пʼятницю, 25 березня 2016 р.

Умберто Эко и некоторые его книги



Не так давно, 19 февраля 2016 г. мир потрясло известие о смерти величайшего современного итальянского писателя, философа, ученого Умберто Эко.

Живой цветок великой прозы,
Весь мир запомнил "Имя Розы".
И строчек мёд и молоко,
Все крутит "Маятник Фуко".
Прохладный бриз поёт в лагуне,
Где найден "Остров накануне".
Учитель, мудрость дорога,
Мы всё "творим себе врага".
Всегда понятный и живой,
Верстает "Номер нулевой".
А "Пражских кладбищ" серый прах,
На нас ещё нагонит страх.
Никто не вечен, жребий строг,
Но вы остались между строк.
И горький плач разносит эхо,
Прощай на век, Умберто Эко...

Если Вы обратили внимание то, в СМИ, как и на просторах интернета, практически не было информации о мероприятиях посвященных памяти этого великого человека. 

Все объяснила Рената, супруга Эко, которая сообщила его ученикам и коллегам из Болонского университета следующее: "В завещании Эко просит меня и наших детей не поддерживать и не давать разрешение на проведение конференций и круглых столов, ему посвященных, в течение десяти лет со дня смерти". Четко выраженная воля Эко о праве на забвение, точнее на испытание идей и текстов временем. Мы, говорит Рената, не будем организовывать собрания и принимать в них участие, если они будут созваны по чьей-либо еще инициативе, через десять лет этим займутся те, кто придет после нас.

Костантино Мармо, президент Школы историко-филологических наук замечает: "В этом пожелании хорошо заметен иронический взгляд профессора, не желавшего быть мумифицированным и монументализированным, превращенным в памятник самому себе".

Патриция Виоли, одна из интеллектуальных наследниц Эко-семиотика, поддерживает: "Лично мне кажется, что это выбор в его стиле и духе, и конечно же, идея гениальная. Он захотел избежать массы мероприятий по поводу и без, приглашая нас, напротив, к рефлексии, к размышлениям менее поверхностным, к большей длительности, взвешенности и глубине. Эко не раз высказывался против возможных многодневных и велеречивых публичных выступлений и штудий в его честь, и сейчас, зная его волю и следуя пожеланию Ректора университета, мы её исполним".

Будем уважать четко выраженную волю автора. Поговорим о его произведениях, тем более что три из них ("Имя розы", "Таинственное пламя царицы Лоаны" и "Баудолино" есть в библиотеке МГУ.

Читательская аудитория, конечно, помнит появление всех романов Умберто Эко. Это были настоящие мировые бестселлеры! Полный перечень научных работ и романов автора можно посмотреть на его страничке в Википедии. Интересные статьи об авторе и его произведениях я нашла вот по этой ссылке -http://fantlab.ru



Первый роман У. Эко был опубликован в 1980 году и сразу стал бестселлером. За "Имя розы»" писатель получил итальянскую премию Стрега (1981) и французскую премию Медичи (1982).

По шутливому признанию автора, все началось с того, что ему просто захотелось отравить монаха. На уровне фабулы книга представляет собой детективную историю: в средневековом бенедиктинском монастыре происходит череда загадочных убийств. Их расследуют францисканский монах Вильгельм Баскервильский и сопровождающий его юноша по имени Адсон. Имена героев - отсылка к рассказам о Шерлоке Холмсе, наиболее заметная с первого взгляда, но в действительности лишь одна из многих аллюзий к литературным и историческим фактам. Другая ключевая фигура в романе, противостоящая Вильгельму с его дедуктивным методом и стремлением к истине, - слепой библиотекарь Хорхе, чтящий традицию и желающий оградить тайное знание от профанов. За детективной интригой скрывается глубинное противостояние двух мировоззрений.

Для неопытного читателя этот роман - просто муки. Однако, это великая, мощная, интересная и многослойная вещь. Тут можно найти очень многое: от хитропродуманного детектива через дебри исторических описаний, политических игр, культурных отсылок и моральных дилемм до философского романа о вере, любви, смысле жизни. Роман ставит кучу вопросов, на некоторые из них он понятно отвечает, некоторые оставляет на размышления читателя.



Роман "Баудолино" вышел в свет в 2000 году. В нем У. Эко вновь обращается к средневековью: действие происходит на рубеже 12–13 веков. Главный герой, именем которого назван роман и от лица которого ведется повествование, мальчик-простолюдин из туманной и гористой северной Италии, усыновленный Фридрихом Барбароссой, вырастает, получает образование и путешествует по реальным и фантастическим странам. Баудолино - изобретательный рассказчик, при этом он обладает удивительным даром: люди охотно верят его рассказам, а его выдумки воздействуют на реальность и формируют будущее.

Баудолино - лжец, фантазер, но его ложь, как говорит Эко, необходима: людям нужна поэзия,утопические мечты, красивые сказки, идеалы и образцы для подражания. И неважно, было все это на самом деле или кто-то захотел, чтобы так было, сочинил добрую и увлекательную историю и заставил всех поверить в нее.


Самая объёмная из книг, имеющихся в фонде библиотеки, - «Таинственное пламя царицы Лоаны» (590стр.!).
Перевела книгу известная переводчица Елена Костюкович. Авторские примечания составляют почти 60 страниц (531- 589). Цитаты из произведений других авторов набраны курсивом. Текст произведения наполнен цитатами из книг и кинофильмов, среди которых много не самых известных, а потому и читателю многие неизвестны. Приходится обращаться к примечаниям переводчика постоянно, что замедляет процесс чтения.

Главный герой книги Джамбаттиста Бодони – 60-летний миланский букинист-антиквар, из-за лопнувшего кровеносного сосуда начисто теряет память. О своем прошлом Джамбаттиста Бодони (Ямбо) не помнит ничего. Он даже забыл свое имя. И вернутся к себе он может только через воспоминания образов и сюжетов, сохраненных в сокровищах «Бумажной памяти» (гл.2), в книгах и картинках детства, средневековых трактатах и повестях для подростков, старых пластинках, школьных сочинениях и книжках комиксах, когда-то Бодони прочитанными. Именно это и нужно герою букинисту Джамбаттисту Бодони из Милана, чтобы вернуться к себе после тяжёлой болезни – туда, где брезжит таинственное пламя царицы Лоаны.
В книге много иллюстраций, что привлекает внимание и интерес читателя, книжка с картинками для взрослых, иллюстрированный роман – тоже неизбитый жанр в литературе, да ещё и принадлежит перу такого авторитета в литературе – Умберто Эко. И появляется желание: прочесть книгу!

Это, конечно, не «Имя розы» и не «Маятник Фуко», но попытаться преодолеть замысел автора – можно и даже поделиться впечатлениями от прочитанной книги.

Приятного знакомства с романами и чтения!


Немає коментарів:

Дописати коментар