Не так давно, 19 февраля 2016 г. мир потрясло известие о смерти величайшего современного итальянского писателя, философа, ученого Умберто Эко.
Живой цветок великой прозы,
Весь мир запомнил "Имя Розы".
И строчек мёд и молоко,
Все крутит "Маятник Фуко".
Прохладный бриз поёт в лагуне,
Где найден "Остров накануне".
Учитель, мудрость дорога,
Мы всё "творим себе врага".
Всегда понятный и живой,
Верстает "Номер нулевой".
А "Пражских кладбищ" серый прах,
На нас ещё нагонит страх.
Никто не вечен, жребий строг,
Но вы остались между строк.
И горький плач разносит эхо,
Прощай на век, Умберто Эко...
Весь мир запомнил "Имя Розы".
И строчек мёд и молоко,
Все крутит "Маятник Фуко".
Прохладный бриз поёт в лагуне,
Где найден "Остров накануне".
Учитель, мудрость дорога,
Мы всё "творим себе врага".
Всегда понятный и живой,
Верстает "Номер нулевой".
А "Пражских кладбищ" серый прах,
На нас ещё нагонит страх.
Никто не вечен, жребий строг,
Но вы остались между строк.
И горький плач разносит эхо,
Прощай на век, Умберто Эко...
Если Вы обратили внимание то, в СМИ, как и на просторах
интернета, практически не было информации о мероприятиях посвященных памяти
этого великого человека.
Все объяснила Рената, супруга Эко, которая сообщила
его ученикам и коллегам из Болонского университета следующее: "В завещании
Эко просит меня и наших детей не поддерживать и не давать разрешение на
проведение конференций и круглых столов, ему посвященных, в течение десяти лет
со дня смерти". Четко выраженная воля Эко о праве на забвение, точнее на
испытание идей и текстов временем. Мы, говорит Рената, не будем организовывать
собрания и принимать в них участие, если они будут созваны по чьей-либо еще
инициативе, через десять лет этим займутся те, кто придет после нас.
Костантино Мармо, президент Школы историко-филологических
наук замечает: "В этом пожелании хорошо заметен иронический взгляд
профессора, не желавшего быть мумифицированным и монументализированным,
превращенным в памятник самому себе".
Патриция Виоли, одна из интеллектуальных наследниц
Эко-семиотика, поддерживает: "Лично мне кажется, что это выбор в его стиле
и духе, и конечно же, идея гениальная. Он захотел избежать массы мероприятий по
поводу и без, приглашая нас, напротив, к рефлексии, к размышлениям менее поверхностным,
к большей длительности, взвешенности и глубине. Эко не раз высказывался против
возможных многодневных и велеречивых публичных выступлений и штудий в его
честь, и сейчас, зная его волю и следуя пожеланию Ректора университета, мы её
исполним".
Будем уважать четко выраженную волю автора. Поговорим о его
произведениях, тем более что три из них ("Имя розы",
"Таинственное пламя царицы Лоаны" и "Баудолино" есть в библиотеке МГУ.
Читательская аудитория, конечно, помнит появление всех
романов Умберто Эко. Это были настоящие мировые бестселлеры! Полный перечень
научных работ и романов автора можно посмотреть на его страничке в Википедии.
Интересные статьи об авторе и его произведениях я нашла вот по этой ссылке -http://fantlab.ru
Первый роман У. Эко был опубликован в 1980 году и сразу стал
бестселлером. За "Имя розы»" писатель получил итальянскую премию
Стрега (1981) и французскую премию Медичи (1982).
По шутливому признанию автора, все началось с того, что ему
просто захотелось отравить монаха. На уровне фабулы книга представляет собой
детективную историю: в средневековом бенедиктинском монастыре происходит череда
загадочных убийств. Их расследуют францисканский монах Вильгельм Баскервильский
и сопровождающий его юноша по имени Адсон. Имена героев - отсылка к рассказам о
Шерлоке Холмсе, наиболее заметная с первого взгляда, но в действительности лишь
одна из многих аллюзий к литературным и историческим фактам. Другая ключевая
фигура в романе, противостоящая Вильгельму с его дедуктивным методом и
стремлением к истине, - слепой библиотекарь Хорхе, чтящий традицию и желающий
оградить тайное знание от профанов. За детективной интригой скрывается
глубинное противостояние двух мировоззрений.
Для неопытного читателя этот роман - просто муки. Однако,
это великая, мощная, интересная и многослойная вещь. Тут можно найти очень
многое: от хитропродуманного детектива через дебри исторических описаний,
политических игр, культурных отсылок и моральных дилемм до философского романа
о вере, любви, смысле жизни. Роман ставит кучу вопросов, на некоторые из них он
понятно отвечает, некоторые оставляет на размышления читателя.
Роман "Баудолино" вышел в свет в 2000 году. В нем
У. Эко вновь обращается к средневековью: действие происходит на рубеже 12–13
веков. Главный герой, именем которого назван роман и от лица которого ведется
повествование, мальчик-простолюдин из туманной и гористой северной Италии,
усыновленный Фридрихом Барбароссой, вырастает, получает образование и
путешествует по реальным и фантастическим странам. Баудолино - изобретательный
рассказчик, при этом он обладает удивительным даром: люди охотно верят его
рассказам, а его выдумки воздействуют на реальность и формируют будущее.
Баудолино - лжец, фантазер, но его ложь, как говорит Эко,
необходима: людям нужна поэзия,утопические мечты, красивые сказки, идеалы и
образцы для подражания. И неважно, было все это на самом деле или кто-то
захотел, чтобы так было, сочинил добрую и увлекательную историю и заставил всех
поверить в нее.
Самая объёмная из книг, имеющихся в фонде библиотеки, -
«Таинственное пламя царицы Лоаны» (590стр.!).
Перевела книгу известная переводчица Елена Костюкович.
Авторские примечания составляют почти 60 страниц (531- 589). Цитаты из
произведений других авторов набраны курсивом. Текст произведения наполнен
цитатами из книг и кинофильмов, среди которых много не самых известных, а
потому и читателю многие неизвестны. Приходится обращаться к примечаниям
переводчика постоянно, что замедляет процесс чтения.
Главный герой книги Джамбаттиста Бодони – 60-летний миланский
букинист-антиквар, из-за лопнувшего кровеносного сосуда начисто теряет память.
О своем прошлом Джамбаттиста Бодони (Ямбо) не помнит ничего. Он даже забыл свое
имя. И вернутся к себе он может только через воспоминания образов и сюжетов,
сохраненных в сокровищах «Бумажной памяти» (гл.2), в книгах и картинках
детства, средневековых трактатах и повестях для подростков, старых пластинках,
школьных сочинениях и книжках комиксах, когда-то Бодони прочитанными. Именно
это и нужно герою букинисту Джамбаттисту Бодони из Милана, чтобы вернуться к
себе после тяжёлой болезни – туда, где брезжит таинственное пламя царицы Лоаны.
В книге много иллюстраций, что привлекает внимание и интерес
читателя, книжка с картинками для взрослых, иллюстрированный роман – тоже неизбитый
жанр в литературе, да ещё и принадлежит перу такого авторитета в литературе –
Умберто Эко. И появляется желание: прочесть книгу!
Это, конечно, не «Имя розы» и не «Маятник Фуко», но
попытаться преодолеть замысел автора – можно и даже поделиться впечатлениями от
прочитанной книги.
Немає коментарів:
Дописати коментар