Генрих фон Клейст |
Престижная литературная премия имеет призовой фонд в 20 тысяч евро и вручается с 1985 года. Ее обладателями становились такие известные писатели и публицисты, как Макс Гольдт, Александр Клуге, Хайнер Мюллер, Герта Мюллер, Даниэль Кельман, Сибилла Левичарофф.
В 2012 году этой премии удостоена переселенка из России Марианна Зальцман за ее пьесу "Muttermale Fenster blau" (что можно перевести, как "Родинки окна сини").
В 2014 году лауреатом немецкой литературной премии имени Генриха фон Клейста стал Марсель Байер из Дрездена. Торжественная церемония вручения премии имени Клейста этого сезона состоится в ноябре 2014 года в Берлине.
Очень интересная статья Якова Черкасского о Генрихе фон Клейсте (вот ссылка на нее - http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-ger/cherkasskij-klejst-velikoe-puteshestvie-v-nevedomoe.htm).
Сам текст статьи я размещаю полностью.
Яков Черкасский
Генрих фон Клейст: великое путешествие в неведомое
Русская Германия
№ 46, 2011.
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=4572&Itemid=13
Одна из героинь драмы Генриха фон Клейста (Heinrich von Kleist) «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём» предваряет свой рассказ о приключившемся с ней необычайном происшествии фразой: «Это самая удивительная история на свете». Думаю, что эти слова можно вполне использовать как эпиграф к короткой, насыщенной жизни самого Клейста.
Военная служба – «живой монумент тирании»
Генрих фон Клейст родился 18 октября 1777 года во Франкфурте-на-Одере. Незыблемой традицией старинного прусского дворянского рода Клейстов была служба мужчин офицерами в армии. После ранней смерти отца, командира роты инфантерии в гарнизоне Франкфурта-на-Одере, Генрих в 1792 году определяется, в соответствии с обычаями своего времени, в гвардейский полк в Потсдаме.
Читателю, видимо, будет небезынтересно узнать, что Эвальд фон Клейст (Ewald von Kleist), командующий 1-й танковой группой вермахта при нападении нацистской Германии на СССР, затем командующий группой армий «А», с февраля 1943 года генерал-фельдмаршал – представитель этого рода.
В качестве солдата, а затем унтер-офицера пятнадцатилетний Генрих фон Клейст принимал непосредственное участие в боевых действиях прусской армии против революционной Франции в 1792-1793 годах. Рукопашные схватки и штыковые атаки, потоки крови, проливаемые на поле боя, смерть, человеческие страдания – кошмарные впечатления этих лет, пережитые в столь юном возрасте, глубоко запали в душу впечатлительного Генриха, сыграли – в сублимированном, преображённом виде – немаловажную роль при формировании его творческой личности и судьбы.
Генрих фон Клейст рано осознал, что военная служба – не его призвание, её он назвал «живым монументом тирании». Отслужив семь лет, в 1799 году, преодолевая сопротивление своих шестерых братьев и сестёр и многочисленной родни (мать умерла в феврале 1793 года), в чине лейтенанта он уходит из армии.
Он решает посвятить себя изучению естественных наук, полагая, что таким образом он сможет не только постичь себя, общество и окружающий мир, но и улучшить его.
В карете, верхом на лошади и пешком
Генрих фон Клейст поступает в университет Франкфурта-на-Одере, но после трёх семестров разочаровывается в душеспасительной силе образования и бросает учёбу.
Во время учёбы он обручился с дочерью генерала, подругой детства Вильгельмине фон Ценге (Wilhelmine von Zenge), художником-любителем, но брак этот так и не «склеился». Кстати, именно ей принадлежит один из двух портретов Клейста (датированный 1801 годом), которым ныне сопровождаются все упоминания о нём. Последующая жизнь Клейста – это постоянные скитания. Он посещает, иногда многократно, города Германии, Австрии, Франции, Италии, Чехии, Швейцарии, не задерживаясь в них, часто и подолгу болеет, страдая припадками временного помешательства. Придя к выводу, что главное призвание его жизни – литература, Клейст ставит себе исключительно дерзкие цели – он призван затмить Эсхила, Софокла, Шекспира, Гёте.
Подсчитано, что за эти десять лет Клейст преодолел в карете, верхом на лошади и пешком больше 15 000 километров. Его обуревали желания самые разнообразные, порой явно противоречивые и невыполнимые. То под воздействием трудов французского философа Жан-Жака Руссо (Jean-Jacques Rousseau) он поселяется на одиноком острове на реке в Швейцарии, чтобы заняться крестьянским трудом и вести жизнь, возможно близкую к природе, а затем в Кобленце учился ремеслу столяра. То едет в Париж, чтобы убить там французского императора Наполеона (Napoléon Bonaparte), то загорается стремлением вступить во французскую армию, готовившуюся к вторжению в Великобританию, и найти смерть на поле боя.
Несколько раз он нанимался на государственную службу и всякий раз бросал её.
В 1807 году французские власти заподозрили Клейста в шпионаже, его поместили в парижскую тюрьму, и только вмешательство королевы Пруссии Луизы (Königin Luise) спасло его от смертной казни.
Клейст в Берлине – непризнанный гений
14 февраля 1810 года Генрих фон Клейст приехал в Берлин.
За время скитаний по Европе, а затем и пребывания в Берлине, он написал восемь пьес, столько же повестей и рассказов, издал сборник стихотворений, написал обширный роман (не дошедший до нас), несколько не утративших актуальности и поныне философско-эстетических эссе, его стараниями полгода в Берлине издавалась ежедневная вечерняя газета, пользовавшаяся популярностью у широких кругов населения. Его фельетоны, печатавшиеся в этой газете, – и по сегодня образец немецкой журналистики.
Ныне не вызывает сомнений, что Клейст, наряду с Фридрихом Шиллером (Friedrich von Schiller) – одна из двух вершин немецкой драматургии, автор лучшей немецкой комедии «Разбитый кувшин». Здесь в центре искусно закрученного сюжета – деревенский судья, хитрый и изворотливый. Запутавшийся в нагромождениях своей лжи, волей диковинного переплетения событий он превращается в подсудимого (с известной долей натяжки можно сказать, что эта комедия занимает у немцев такое же место, как в российской литературе «Ревизор» Гоголя).
Клейст – превосходный новеллист, его повесть «Михаэль Кольхаас» считается прозаическим шедевром. Как пишет литературовед Л. Е. Генин, «новеллы Клейста отличаются напряжённым драматизмом сюжета и тонкой нюансировкой душевных состояний».
Значительная часть творческого наследия Клейста носит ярко выраженную антифранцузскую направленность. Клейст принял очень близко к сердцу поражения Пруссии в войне с наполеоновской Францией в 1806 году, оккупацию Пруссии французскими войсками.
В 1808 году Клейст пишет драму «Битва Германа» («Die Hermannsschlacht»), в которой использует исторический сюжет – в 9 году нашей эры вождь древнегерманского племени херусков Арминий (Герман) завлёк римлян в глубь своей страны, выдавая себя за их друга и союзника, а затем уничтожил их. Это сражение привело к освобождению германских земель из-под власти Римской империи.
Но рассказывая о победе древних германцев над римлянами, Клейст на самом деле изображает современных ему захватчиков-французов и немцев. В этой драме, в патриотических стихах, в воззвании «Катехизис немцев» он призывает соотечественников подняться на борьбу с оккупантами.
Клейст как литератор работал в Берлине чрезвычайно интенсивно, «на износ», но оставался непризнанным. Его пьесы не ставили, новеллы не пользовались успехом, газета, основанная им в Берлине, обанкротилась.
Особенно огорчало Клейста неприязненное отношение к нему великого Гёте (Johann Wolfgang von Goethe), который о Клейсте отозвался так: «Его произведения так же безнадёжно больны, как и их автор».
Резко ухудшилось состояние здоровья Клейста, всё чаще мучают его проявления, как говорили тогда врачи, «чёрной меланхолии», неврастении. Резко нарастало и без того обычное для него трагическое ощущение жизни, её «разлаженности».
От Клейста отшатнулись все родственники, он остался без средств к существованию. Острый духовный кризис, переживаемый Клейстом, усугублялся трагической ситуацией, в которой оказалась горячо любимая им Пруссия.
«Клянусь тебе, я не могу больше жить»
Мысль о самоубийстве, никогда не покидавшая Клейста, становится всё более явственной, настойчивой.
В одном из последних писем своей родственнице Мари фон Клейст (Marie von Kleist) он так объяснял своё состояние: «Клянусь тебе, я не могу больше жить, моя душа так изранена, что когда я высовываю свой нос из окна, то мне больно от дневного света».
Клейст нашёл родственную душу, человека, который согласился уйти из жизни вместе с ним, – это была Генриетте Фогель (Henriette Vogel), младше его на три года, неизлечимо больная раком.
21 ноября 1811 года, холодным осенним днём, Генрих фон Клейст застрелил Генриетту Фогель, а затем пустил пулю себе в голову. Произошло это на юго-западе Берлина, в одном из самых живописных уголков в окрестностях города, на озере, которое тогда называлось Stolper Loch, сегодня это – der kleine Wannsee (малое Ваннзее).
Похоронены они были там же, без соблюдения церковного ритуала, их могилы находятся на этом месте до сих пор.
Случайный свидетель утверждал, что на место самоубийства, на берег озера, Клейст и Фогель принесли кофе и еду, что перед смертью они шутили и даже развлекались, бросая камешки в воду.
Существует мнение, что Клейст, как мастер трагедии, как настоящий художник, старательно инсценировал свою гибель, заранее сочинив эффектную романтическую пьесу, в которой главным действующим лицом был он сам.
Клейст и Фогель написали совместно предсмертное письмо, в котором есть такие строки: «Всего вам доброго, дорогие друзья, вспоминайте в радости и печали двух необычных людей, которых вскорости ждёт великое путешествие в неведомое».
«Без пяти минут Достоевский»
В Германии Клейст не скоро завоевал известность, интерес к нему возник только к концу XIX века. В 1911 году, в год столетия со дня смерти писателя, в Германии была учреждена престижная литературная премия Генриха Клейста, присуждаемая ежегодно.
В настоящее время Клейст – один из любимейших и почитаемых немецких писателей.
По Клейсту человеческая жизнь – это трагедия, игралище тёмных иррациональных сил, инстинктов, которые управляют поведением людей, заставляют их действовать против собственных принципов, против своей воли. Для Клейста мир катастрофичен.
Задолго до экзистенциалистов (философского учения, возникшего в XX веке) Клейст указывал на изначальную трагичность человеческого существования. По Клейсту люди отнюдь не братья (как, например, у Шиллера), у человека нет опоры среди других людей, он обречён на обособленность и отчуждённость.
Все страсти и желания у Клейста резко преувеличены, нередко доведены до патологии.
Клейст, проникающий в глубины подсознательного, – это предтеча, предшественник модернистских течений в искусстве второй половины XIX и XX века, это, как утверждает литературовед Игорь Гарин, «без пяти минут Достоевский».
Есть основания утверждать, что Достоевский был знаком с творчеством Клейста, специалисты находят, что роман «Бесы» – это своего рода полемика и перекличка с повестью «Михаэль Кольхаас», посвящённой, как и «Бесы», проблеме индивидуального террора.
Интересно, что один из любимых писателей Франца Кафки (Franz Kafka), наряду с Достоевским, – Генрих фон Клейст. Считается, что именно у Клейста Кафка учился манере письма: неспешный, размеренный язык повествования и – гротескность, кошмарная абсурдность ситуаций, в которые попадают персонажи.
В Германии 2011 год объявлен «годом Клейста»
В городах Германии, прежде всего в Берлине и в родном городе писателя Франкфурте-на-Одере, организуются в память о Клейсте семинары, литературные чтения, концерты, лекции, театральные мастер-классы, выставки художников.
В разных немецких издательствах напечатаны обширные биографии Клейста, монографии и исследования, посвящённые его жизни и творчеству, много внимания уделяли этой дате СМИ в Германии и за рубежом.
В ноябре берлинский театр имени Максима Горького проводил «Фестиваль Клейста» – постановки по шести пьесам Клейста. Одно из ключевых событий «Года Клейста» – выставка «Клейст: кризис и эксперимент», открывшаяся одновременно в Берлине и во Франкфурте-на-Одере.
А Немецкий литературный архив в Марбахе (Баден-Вюртемберг) представил выставку «Судьба», посвящённую Клейсту.
Немає коментарів:
Дописати коментар