Кэндзабуро Оэ - широко известный и очень популярный писатель не только в Японии, но и далеко за ее пределами. Не буду много рассказывать о нем, основные события его жизни и творчества неплохо описаны вот тут http://kodcupon.ru/ra или еще здесь http://books.academic.ru/book.
В 1994 году Оэ был награждён Нобелевской премией по литературе «за то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод»: в пресс-релизе, комментирующем решение жюри, подчёркивалось признание универсальности тем произведений Оэ, а в числе главных сочинений писателя были названы романы «Футбол 1860 года», «История M/T и Лесного чуда» и «Письма к милому прошлому». Незадолго до получения Нобелевской премии писатель заявил о том, что с завершением трилогии «Пылающее зелёное дерево» он перестанет писать романы, но продолжит своё литературное творчество, создавая произведения в принципиально новом жанре.
Жизненное кредо писателя - это высказывание датского филолога Кристофера Ниропа: «Тот, кто не протестует против войны, становится соучастником войны». И потому проблемы Хиросимы тесно вплетены в канву его повествований. Но это совсем не говорит о том, что все его романы описывают исключительно ужасы войны и ядерного взрыва.
Расскажу немного о его романе "Эхо небес" (или как он назван в другом переводе "Родственники жизни"). За этот роман Оэ в 1990 г. был удостоен премии имени Сэя Ито, став первым лауреатом этой премии.
Аннотация к роману Электронной библиотеки RoyalLib.com:
Как это часто бывает у японских авторов, поначалу не совсем понятно, о чем книга. Есть герой, его жена и их сын, который страдает умственной неполноценностью (дают о себе знать последствия взрыва атомной бомбы в Хиросиме). Водя ребенка в школу, родители знакомятся с матерью другого мальчика-олигофрена, красавицей и эмансипе Мариэ.
Но чем дальше вчитываешься в роман, тем отчетливей становится ясно, что речь главным образом идет не о влиянии радиации на организм человека и не об отношении общества к неполноценным детям, а о чувстве вины и радости ее искупления. А уж в чем каяться – каждый для себя выбирает сам.
Старший ребенок Мариэ - Мусан, родился умственно отсталым. Проявилась эта болезнь не сразу, а стала особенно заметна после рождения младшего ребенка Митио, который в отличие от брата рос очень смышленым и способным. Школьная травля привела к трагедии - Митио стал инвалидом, повреждение позвоночника привело к потере подвижности. Образы детей - достаточно символичны, это проблемы современного общества: разлад между духом и телом - в человеке теперь живёт либо одно, либо другое.
Отправная точка произведения - трагедия: сговорившись, дети совершают двойное самоубийство, сбросившись с утёса в море на полуострове Идзу. Ситуация граничит с абсурдом: умственно отсталый Мусан сбрасывается с обрыва, заткнув уши, чтобы не слышать пытающиеся остановить его крики случайных свидетелей драмы, за ним на инвалидной коляске следует младший брат, инициатор самоубийства, который уже было почти отказался от замысла.
Последовавшее за этой драмой - духовный и телесный путь Мариэ к преодолению глубокого кризиса и поиску как какого-либо рационального объяснения случившемуся, так и смысла своего дальнейшего существования. Путь этот идёт через попытку сближения с католичеством и неудовлетворённость им; затем приводит Мариэ в Калифорнию, где она живет в коммуне японских переселенцев вместе с другими членами мигрировавшей в полном составе религиозной секты во главе с её основателем, проповедующим наступление конца света и практику медитации как средство интенсификации восприятия оставшегося времени; испытав вновь разочарование, она пытается найти выход в сладострастии (так Мариэ становится одним из японских первопроходцев в практике триолизма), но, поняв тщетность этого и осознав необходимость страдания, наконец отправляется в Мексику, где находит себя в смешавшей аборигенов, метисов и японских переселенцев сельской общине в одной мексиканской деревне: там она отдаёт себя служению в ежедневном крестьянском труде, попутно взяв на себя заботу о гигиене труда (Мариэ принадлежит заслуга своевременного предотвращения эпидемии туберкулёза, за что она снискала всенародную любовь). Несчастья, однако, продолжают преследовать Мариэ: её дважды насилует некто мачо Мицуо. После пяти лет самопожертвенной жизни она, почитаемая как святая во всей округе, умирает от рака груди. Первым могилу ей рыть начинает её насильник, к тому времени уже выдворенный из деревни и живущий в трущобах Мехико. Приближённые Мариэ по инициативе Серхио Мацуно, основателя общины, который и привёл туда Мариэ, снимают о ней фильм, одним из рабочих названий которого становится пафосное «Последняя женщина на Земле» (сама Мариэ, при жизни которой начались съёмки, предлагала вариант «Родственники жизни»). Судьба, однако, смеётся и над самим фильмом, который, будучи отправленным писателю К, от имени которого и ведётся всё повествование, изымается на таможне, будучи признанным порнографией.
Роман - многочисленные рассуждения о грехе и его возникновении, попытки искупить вину, повлекшую за собой смерть двух детей.
В нем затрагиваются важные философские темы, подкрепляемые частыми упоминаниями европейских и русских классических произведений.
Прочитав это произведение, вы много кого узнаете и вспомните, если тоже отдаёте предпочтение по-настоящему хорошей литературе.
Почитать книгу можно, например, вот здесь
Немає коментарів:
Дописати коментар