среда, 12 февраля 2014 г.

Давайте достанем с полки книги Стендаля



Творчество писателей-классиков, к которым по праву принадлежит и Стендаль,  в каждой библиотеке представлено достаточно полно. А вот интерес к этому автору в последние годы заметно угас.
Интересны факты биографии писателя, да и сказано о нем немало. Потому не будем подробно останавливаться на биографических данных. Привлекают афоризмы Стендаля. Существует клуб этого автора
Путь писателя к известности был долгим. Стендаль заявлял, что писал «для немногих счастливцев», предсказывая, что слава придет к нему не ранее 1880 года. И оказался прав. Возможно, его главная неудача состояла в том, что он не вписывался ни в один из литературных стереотипов своего времени. Любовь к героическим себялюбцам вроде Наполеона отделяла его от авторов восемнадцатого века, однако он не похож ни на одного из писателей-романтиков. Стендалю недоставало эпического размаха Гюго равно сентиментальности Ламартина. Лишь когда эти фигуры сошли с литературного пьедестала, стало совершенно очевидно, в чем заключено подлинное величие Стендаля. Оно состояло в его психологическом реализме.
Как заметил испанский философ Ортега-и-Гасет, «Стендаль всегда рассказывает, даже когда он определяет, теоретизирует и делает выводы. Лучше всего он рассказывает».
Википедия о творческом наследии Стендаля отзывается так - Художественная проза составляет малую толику написанного и опубликованного Бейлем. Чтобы заработать себе на хлеб, на заре своей литературной деятельности он в большой спешке «создавал жизнеописания, трактаты, воспоминания, мемуары, путевые очерки, статьи, даже своеобразные „путеводители“ и написал книг такого рода значительно больше, чем романов или новеллистических сборников» (Д. В. Затонский).
Список произведений автора достаточно обширный. 
Романы и повести
Первый роман — «Арманс» (фр. «Armance», т. 1-3, 1827) - о девушке из России, которая получает наследство репрессированного декабриста, успеха не имел.
«Ванина Ванини» (фр. «Vanina Vanini», 1829) — повесть о роковой любви аристократки и карбонария, экранизированная в 1961 г. Роберто Росселлини
«Красное и чёрное» (фр. «Le Rouge et le Noir»; 2 т., 1830; 6 ч., 1831; русский перевод А.Н. Плещеева в «Отечественных записках», 1874) - важнейшее произведения Стендаля, первый в европейской литературе роман карьеры; получил высокую оценку крупных литраторов, включая Пушкина и Бальзака, но у широкой публики успеха поначалу не имел.
В авантюрном романе «Пармская обитель» («La Chartreuse de Parme»; 2 т. 1839-1846) Стендаль даёт увлекательное описание придворных интриг при маленьком итальянском дворе; к этому сочинению восходит руританская традиция европейской литературы.
Незаконченные художественные произведения
Роман «Красное и белое», или «Люсьен Левен» (фр. «Lucien Leuwen», 1834-1836, опубликован 1929).
Посмертно опубликованы также автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» (фр. «Vie de Henry Brulard», 1835, изд. 1890) и «Воспоминания эготиста» (фр. «Souvenirs d'égotisme», 1832, изд. 1892), неоконченный роман «Ламьель» (фр. «Lamiel», 1839-1842, изд. 1889, полностью 1928) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912-1913).
Итальянские повести
Разбирая архивы Папского государства эпохи Возрождения, Стендаль обнаружил немало романтических историй, которые в 1830-е гг. подготовил для печати под названием «Итальянские хроники» (фр. «Chroniques italiennes»). Отдельное издание этих историй последовало в 1855 году.
 Многие из шедевров литературы были экранизированы.
Приглашаю еще раз перечитать произведения Стендаля и вернуться, чтобы поделиться своими впечатлениями.