пятница, 29 апреля 2016 г.

Влияет ли любовь к чтению на получение хорошего образования?

В социуме, культуре, особенно в отечественной культуре и социуме, существует абсолютная ценность детского чтения и вообще чтения. И существует уверенность на сегодняшний день в том, что это чтение исчезает. 

Чтение вообще связано с большим количеством мифов. Например, читающий человек более успешен (то, что он более умный, даже как-то смешно упоминать), ему открыты все ценности культуры, у него лучше развито воображение. 


Этих ценностей можно назвать большой список, но в целом это мифы. 

Да, действительно, существуют данные, что люди, у которых хорошая грамотность чтения, дальше получают хорошее образование, делают хорошую карьеру и так далее. Но люди, которые хорошо читают, еще и относятся, как правило, к семьям с высоким образовательным статусом, то есть родители у них читающие,эти семьи ориентированы на хорошее образование, поэтому вклад самого по себе чтения выделить в дальнейших успехах достаточно сложно. Потому ученые (и в первую очередь психологи) и говорят, что это мифы, может быть, и правдивые, но чистых данных о том, что они правдивые, данных о связи чтения у них нет, так как подобные исследования никогда не проводились.

Тем не менее, действительно, в культуре существует эта ценность, и хочется понять, на чем эта ценность базируется?

Был замечательный исследователь Нейл Постман, еще в 1982 году написавший брошюру, в которой он сказал о том, что детство исчезает. Почему его работы упоминаются в связи с чтением? Потому что главной причиной исчезновения детства он называл исчезновение чтения. Он писал следующее: «Разница между ребенком и взрослым - это разница между грамотным и неграмотным». Пока не было грамотности, эта разница либо лежала где-то в других сферах, либо ее вообще не было. А когда люди разделились на тех, что умеют читать, и тех, которые не умеют, тогда и возникло разделение на детей и взрослых. 

В 1982 году еще не было интернета, поэтому он говорил о телевидении. Он говорил, что люди, которые видят непосредственно картинки, видеоизображение на экране, реагируют не аналитически, а эмоционально. И в этом смысле эти люди без различия хронологического возраста: они и не дети, и не взрослые. То есть тема чтения в этой работе (она потрясающе популярна и на Западе, и в нашей стране) стала очень важным индикатором принадлежности к якобы исчезающей группе людей, которые умеют мыслить, они умеют читать, стало быть, они умеют аналитически рассуждать.

Таким образом, чтение само по себе действительно очень важная часть человеческой жизни, если верить Постману. 

Это значит, что, читая, ребенок погружается в воображаемый мир, он представляет себе те обстоятельства, в которых оказался герой, он идентифицирует себя с этим героем. Он видит себя действующим и испытывает сильные чувства, он задумывается, особенно когда начинает читать какие-то аналитические тексты. 

И в этом смысле чтение - это способ проникновения в культуру, способ собственного развития и так далее, то есть вещь действительно, судя по всему, довольно важная.


Однако если мы посмотрим на современные средства искусства, например кино, то поймем, что там человек, погружающийся в видеоряд, тоже испытывает большое количество чувств.

Кстати, если мы вспомним прошедшие десятилетия, когда нам открылся западный рынок видеопродукции, то успех старых-старых, самых первых сериалов базировался на управлении эмоциями, потому что там были архетипические темы, например потеря ребенка. Это абсолютно гарантированное управление чувствами смотрящего, поэтому российская аудитория повелась, как теперь говорят, на этот контент.

Но здесь есть тонкость, потому что слишком мало приходится додумывать, слишком мало приходится анализировать контент, который предъявлен в видеоформе. А контент, предъявленный в вербальной и письменной форме, то есть в словесной и письменной форме, требует больших аналитических и личностных усилий. Поэтому несмотря на то, что я начала с того, что ценность чтения - это миф, я бы все-таки сказала, что есть много оснований думать, что этот миф отражает действительность.