понедельник, 25 апреля 2016 г.

Этапы формирования полноценного чтения (как это видят психологи?)

Полноценное чтение, которого мы не замечаем, которое не вызывает у нас трудностей, возникает поэтапно: выделяют этап обучения чтению - примерно до 9 лет, потом год-два - это переходный период, и примерно с 10–11 лет начинается чтение для обучения. То есть это тот этап, когда относительно устойчивый, автоматизированный навык чтения уже появился. Само чтение как таковое становится стеклом, оно не заметно человеку, он не тратит усилия на то, чтобы складывать буквы. 

Исследования психологами и социологами чтения базируются на этом делении на этапы. 

Есть данные международных сравнительных исследований, по которым можно посмотреть на ситуацию у украинских (да и российских) подростков и детей относительно чтения. Есть международное исследование четвероклассников, в котором участвуют более 60 стран, именно исследование грамотности чтения. Четвероклассники - это примерно 10-летние дети. 

Украина и Россия занимают лидирующие места по грамотности чтения. Под «грамотностью чтения» имеется в виду скорость чтения, а не навык складывания букв и понимания слов. Это понимание смысла, который закодирован в этих знаках. Эта грамотность чтения у четвероклассников (это важно!!!!) едва ли не лучшая в мире. В 2006 году Украина была на первом месте. Украина и Россия попали в первую тройку. Этими результатами можно гордиться. Но рано! Потому что есть другое международное исследование, в котором измеряется грамотность чтения, но уже у 15-летних школьников, - это исследование PISA, тоже довольно известное в мире. Там разные типы грамотности: математическая, естественно-научная и так далее.

Итак, грамотность чтения. 

К сожалению, по грамотности чтения украинские и российские школьники - ниже середины. То есть 15-летние школьники читают значительно хуже середины выборки. Там последний раз участвовало 65 стран, проводили исследования в 2015 году, но пока есть результат только по 2012-му, потому что долго готовится отчет. Это так, техническая деталь. 

Таким образом, период обучения чтению в Украине и России (которые идут по одной методике) лучший в мире, а период, когда чтение должно стать моим умением, на которое я не обращаю внимания, - слово «худший» не подходит, но точно не лучший, даже хуже, чем в среднем в мире. 

Участвовали очень разные страны, в том числе кроме развитых европейских и североамериканских страны Южной Америки и Африки, поэтому тут объяснять какими-то особенностями состава участников не приходится. 


С чем это связано? 

Ученые из разных областей поводили анализ учебников. Выяснилось, что дети должны выучить такой объем материала, что тексты, с которыми они работают в школе, абсолютно кристальны. С этими текстами нельзя ничего сделать: их нельзя анализировать, о них нельзя раздумывать. Это абсолютно стерильная классика, это абсолютная истина в последней инстанции. Поэтому здесь, видимо, лежит проблема потери интереса к чтению. 

Чтение не провоцирует размышление, чтение не провоцирует думание. И это, видимо, большая проблема отечественного образования. Надо сказать, что низкие результаты у выпускников основной школы, к сожалению, держатся очень устойчиво начиная с 2000 года.Здесь еще одна деталь, на которую необходимо обратить внимание как раз по исследованию PISA , то есть по исследованию 15-летних школьников. У нас очень большой и очень неприятный разрыв между детьми, которые пошли в 10-й класс, и детьми, которые пошли в разного рода технические училища, колледжи и так далее. Среднее значение, которое можно получить в этом исследовании, - это 500 баллов. Десятиклассники дают 499, то есть они дают ровно середину. В целом по Украине и России это примерно 460 и 465, то есть ниже среднего. А выпускники 9-го класса, которые не идут в 10-й, дают 407, то есть это на 20% хуже, чем у тех, кто пошел в 10-й класс. 


У психологов к этому отношение такое, что это очень серьезная проблема. При этом по другим видам грамотности тоже есть отставание у тех, кто не идет в 10-й класс, но оно не такое чудовищное. Поэтому фактически дети, которые очень плохо читают (эти самые 407 баллов), - это дети, которые лишены доступа к культурным продуктам самого широкого свойства. Это значит, что они плохо понимают смысл прочитанного. Они плохо понимают и смысл увиденного, они не умеют анализировать и составляют очень трудную группу населения, причем молодого населения.

Есть над чем задуматься!!