вторник, 22 сентября 2015 г.

Чтение книг и современные гаджеты - вред и польза....

«Прогресс не всегда движется в нужном направлении» - бьют тревогу британские и польские учителя. 

Современные дети знают, как «передвигать экран» на планшете и пользоваться меню, но не способны построить конструкцию из кубиков. «Дети глупеют из-за современных технологий», - бьет в набат Британская ассоциация учителей и преподавателей. Дети не только медленнее учатся писать, но вообще не испытывают такой потребности. «Ведь зачем это делать, если достаточно провести пальцем по экрану или щелкнуть мышкой, чтобы найти то, что ищешь?» - вторят польские учителя. 
Выдвигая аргументы в пользу необходимости отправить в школу шестилеток, профессор Лукаш Турский из Центра теоретической физики Польской академии наук как-то рассказывал: «Мой внук, которому еще нет трех, который еще не пишет и плохо говорит, приходит ко мне в комнату, берет мой iPad и быстро находит все. Он знает, как его включить, где лежат детские фильмы, как поиграть с кошкой, как сделать, чтобы кошка прыгала и т.д. Это уже гражданин нового мира». 
Восторгающиеся прогрессом и мифическим «духом времени» взрослые для собственного спокойствия, чтобы справиться с капризничающим ребенком, позволяют ему пользоваться своими мобильными телефонами, планшетами и компьютерами. Но и это еще не все: поддавшись рекламе, боясь, запустить развитие своего ребенка, они покупают специальные планшеты, предназначенные для самых маленьких. В результате трехлетний ребенок действительно умеет пользоваться слишком сложным для своей бабушки прибором, но не знает, как соединить четыре элемента пазла. 

По данным британских ученых, цифровые технологии нарушают у детей развитие моторных способностей. Дети самого младшего возраста проводят, играя с гаджетами, много часов, а от этого страдает ловкость их пальцев и память. Учителя в связи с этим наблюдают тревожное явление: ученики все чаще не способны от руки заполнить тест.

Похожая ситуация наблюдается в Польше. «Раньше дети быстро учились в детском саду печатным буквам и не могли дождаться, когда пойдут в школу и научатся писать. Теперь они все чаще не знают букв и, что хуже всего, не хотят их учить. Письмо перестало быть для них привлекательным. Зато они без проблем находят в планшете любимую игру. Все это изменилось за последние 10 лет, пропасть уже огромна», - рассказывала учительница начальных классов Ивона Леманьска.

Сегодня ученики часто не умеют даже держать ручку, а завязывание шнурков или застегивание пуговиц превращается для них в сложную задачу. «Ошибка бездумных поборников электронных форм заключается в смешении знака (буквы или звука), значения и контекста. Чем более искусственен знак, тем слабее он задействует разные части мозга, взаимодействие полушарий, так называемую мышечную память, то есть в дальнейшей перспективе негативно влияет на способность читать и писать», - говорит Павел Юрчик из консультационного центра Sensity, сотрудничающего с Институтом интегрированной профилактики. 

Многих польских педагогов беспокоит то, что дети не только испытывают сложности с письмом, но и не хотят учиться. «Интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с его моторным развитием. Электронные гаджеты стимулируют моторное развитие лишь в минимальной степени, так как они обслуживаются при помощи одного типа активности - движения пальца по экрану, которое, вдобавок, требует небольших усилий в отличие от, например, рисования или лепки. Кроме того обработка языковых сигналов связана с левым полушарием, а работа с мультимедиа (это преимущественно изображения) стимулирует правое», - объясняет Януш Вардак. «Изображение и графический знак - не одно и то же, что реальный предметный дисигнат или звук, а особенно сообщение. В абстрактных понятиях и виртуальных формах электронной коммуникации ("кликаньи") на нейропсихологическом уровне задействуется меньше энергии, чем в "реальных" действиях. Эту идею описывал Дэвид Колб в своем известном цикле эффективного обучения, который, впрочем, опирается на более ранние образовательные идеи, в частности, Игнатия Лойолы (XVI век). Он говорит, что образовательный опыт тем более эффективен, чем в большей степени он "полисенсорен" и активизирует эмоции, мануальные действия, фантазию, речь, способность планировать. Тогда мы начинаем ощущать смысл чтения и письма, а также испытываем более сильные чувства (мозг стимулируется естественным образом с разных сторон)», - объясняет Павел Юрчик. 

«Планшеты и смартфоны по своей природе рассеивают внимание человека - как взрослого, так и ребенка. Это вызвано чрезмерным количеством раздражителей, которые они предлагают (цветные картинки, фильмы, ссылки) и возможностью быстро переходить от одного типа информации к другому (нажимая на гиперссылку). Между тем развитие ребенка происходит в первую очередь посредством сосредоточенности на конкретном занятии, которое часто требует терпения и приложения больших усилий. Именно такую деятельность обеспечивает рассматривание, а позже чтение книг, раскрашивание картинок, складывание кубиков. Неумение сосредоточиться может стать одним из важнейших элементов дальнейших сложностей с учебой. Чтобы научиться читать и писать, а также считать, ребенок должен полностью сконцентрироваться на этой деятельности. Электронные гаджеты полностью поглощают детское внимание, но не учат концентрации», - объясняет Януш Вардак - инициатор акции «Меньше экрана, больше семьи», глава Семейной академии и заместитель директора по воспитательной работе школы Żagle Общества Sternik.

В ходе конференции Британской ассоциации учителей и преподавателей ученые также доказывали, что слишком частое использование электронных гаджетов приводит к избыточному весу, утомляемости и агрессивному поведению. Родители зачастую гордятся тем, как их ребенок умеет пользоваться планшетом, не замечая, что у него есть проблемы в общении со сверстниками. 

Британские и польские ученые призывают контролировать время, которое ребенок проводит за общением с новыми технологиями, поскольку те негативно влияют на развитие социальных и физических навыков у детей самого младшего возраста. Нам следует принять это близко к сердцу, поскольку все более частым явлением становятся требующие терапии случаи компульсивного поведения, вызванного тем, что дети с рождения пользуются электронными устройствами и интернетом. Более того, появились случаи развития зависимости от гаджетов. Ребенок, росший с планшетом, не может без него жить. Известна история четырехлетней британки, которая получила в три года iPad и с тех пор с ним не расставалась: дошло до того, что он стал ее лучшим другом. Без прибора у девочки появлялись симптомы абстинентного синдрома - неприятные физические и психические ощущения, возникающие при отмене вызывающего зависимость предмета. Ребенок попал в лондонский центр лечения зависимостей. 

Учитывая приведенный выше пример негативного воздействия новых технологий на развитие детей, следует подумать о стратегии, которую избрали в воспитании своих отпрысков многие руководители компаний, связанных с цифровыми технологиями.

Например, Алан Игл, руководитель одного из подразделений компании Google, считает смешной идею, что аппликация в iPad позволит детям лучше освоить чтение или счет. Когда его дочь училась в пятом классе, она еще не умела пользоваться Google. «Это очень легко, все равно, что научиться пользоваться зубной пастой. В Google и других компаниях мы работаем над тем, чтобы технологии были настолько просты в использовании, насколько это возможно. Дети с легкостью научатся этому, когда станут старше», - говорит он. 

Так было и у Стива Джобса - покойного сооснователя и многолетнего главы компании Apple. Его дети не пользовались iPad'ами, а доступ к цифровым технологиям был в его доме жестко ограничен. Автор биографии Джобса Уолтер Айзексон, проведший в доме главы Apple много времени, пишет: «Каждый вечер Стив садился с семьей ужинать за большим столом на кухне. Разговоры шли об истории, книгах и многих других вещах, никто тогда не доставал компьютер. Вообще, казалось, что его дети, мало привязаны ко всем этим гаджетам».

Билл Гейтс - создатель и многолетний глава компании Microsot тоже был сторонником ограничения своих детей в пользовании компьютером и игровыми приставками. Когда сын спросил его, неужели так будет всю жизнь, Гейтс ответил: «Нет, когда ты будешь жить один, ты сможешь установить себе собственные ограничения». 

Так что раз даже основатели и руководители крупных IT-компаний были настолько осторожны с доступом своих детей к новым технологиям, возможно, следует взять с них пример.